Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Гнездюкова А.А. 1 Зеленина Д.Е. 2
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет»
2 ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: дис… д-ра пед. наук. – М., 1995. – 410 с.
2. Монахов В. М. Технологические основы проектирования учебного процесса / В.М. Монахов. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.
3. Топилина Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореф. дис… канд. пед. наук. – Таганрог, 2006. – 23 с.

Проектирование становится определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия во всех сферах жизнедеятельности, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Проектная культура аккумулирует материальную и духовную культуру, являясь условием развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Практическое созидание предметного мира есть самоутверждение человека как одухотворённого, творчески активного существа. В этом смысле тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, приобретает принципиальное значение.

Изучение различных подходов к деятельности проектирования позволяет рассматривать её, с одной стороны, как технологию решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений; с другой стороны, – как универсальный тип деятельности, направленной на создание реальных объектов с заданными качествами. Необходимостью является проектная аккультурация студентов, позволяющая эффективно адаптироваться в любой ситуации, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать творческое отношение к жизни. Проектная подготовка будущих педагогов соответствует новым тенденциям в развитии образования.

Анализ исследований проблемы педагогического проектирования и проектной культуры (1-3) дал нам основания для построения модели процесса формирования проектной культуры студентов вуза. Представленный анализ составляющих проектной культуры и сущности проектирования позволяет выявить в этом процессе возможности активизации самостоятельной деятельности студентов, развития их творческих качеств, коммуникативных, организаторских и рефлексивных способностей, творческого мышления, субъектной позиции, эмоционально-эстетической и нравственной сферы.

В основу педагогической модели формирования проектной культуры студентов, были заложены принципы культуросообразности, комплексности и социальности; использованы средовый, личностно-деятельностный и системный подход к образованию и воспитанию будущих педагогов.

Педагогический анализ проблемы и опыт педагогических исследований, посвящённых становлению личности студента вуза позволил выделить характеристики стадий процесса формирования проектной культуры студентов и его функциональные уровни. Руководствуясь логикой построения педагогической модели, мы представили её в виде взаимосвязанных структурных элементов. Целевой комплекс модели отражает прогнозируемые результаты процесса формирования проектной культуры студентов. Структура содержания имеет обязательный минимум дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.

Теоретический материал способствует расширению знаний по теории дизайна и проектной деятельности, ориентирует на формирование научного мировоззрения, единство научно-практических знаний, связан с такими учебными дисциплинами как педагогика, история искусства, мировая художественная культура, естествознание, математика, литература и др.

Практические задания направлены на освоение теоретического материала; формирование проектировочных умений, а также умений и навыков при работе с различными графическими и живописными материалами и техниками; освоение алгоритма проектной деятельности; умение применять знания в профессиональной деятельности. Формы и методы организации обучения и практики адекватны возрастным особенностям студентов, их личностному развитию, творческой деятельности дизайн-проектирования.

Основанием процесса формирования проектной культуры является субъектная позиция студента, которая подразумевает личностную значимость для студента процесса и результатов проектирования, его творческую активность в проектной деятельности.

Динамическая природа процесса формирования проектной культуры студента рассматривалась нами как поэтапный переход из одного состояния в другое, отличающееся своими функциями в решении задач становления личности студента. В данном целостном и непрерывном процессе мы условно выделили три этапа (установочный, проектировочный, продуктивный). Каждый компонент проектной культуры, выделенный нами (проектная компетентность, эстетическое отношение к среде жизнедеятельности, творческие качества и способности личности) на определённом этапе наполняется различным содержанием, характеризуется развитием и формированием системы отношений, личностных качеств, а также получением определённой суммы знаний, выработкой умений и навыков.

На первом (установочном) этапе происходит знакомство с видами и принципами дизайна, в процессе которого студентам даётся мотивационно-ценностная установка на актуальность и значимость проектной деятельности и дизайна в современной культуре, его проектной и творческой сущности, необходимости его изучения для профессиональной самореализации. Студенты вовлекаются в социокультурное проектирование, значимое для образовательного учреждения. На данном этапе происходит дифференциация студентов по уровню сформированности проектной культуры, которая позволяет преподавателю наметить пути и средства формирования проектной культуры, а студентам самоопределиться в выборе индивидуальной траектории получения образования.

На втором (проектировочном) этапе студенты продолжают изучать основы дизайн-проектирования, в процессе изучения вариативных курсов «Творчество, дизайн, проектирование в работе педагога», «Школа XXI века», «Вуз XXI». В процессе педагогической практики в школе студенты получают возможность реализовать собственные проекты. Этому способствуют следующие её виды: практика «Пробные уроки», практика «Воспитательная и внеклассная работа по предмету» и др.

Одновременно студенты овладевают основами проектирования в процессе групповой и индивидуальной деятельности под руководством преподавателя по разработке и реализации социокультурных и дизайн – проектов, направленных на оптимизацию среды жизнедеятельности образовательного учреждения. Выполнение проектных заданий такого рода сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора решения из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией. В это же время студенты знакомятся с методологией исследовательской работы, разрабатывая курсовые проекты по выбранной теме. Совокупность данных способов проективного обучения помогает дальнейшему формированию субъектной позиции студента, а также готовности студента к проектированию профессиональной деятельности и собственной жизненной траектории.

Третий (продуктивный) этап характеризуется активной самостоятельной деятельностью студентов по разработке и реализации социокультурных и дизайн – проектов, которые могут носить интегративный характер, выходя за рамки одного образовательного учреждения.

Особую роль на данном этапе имеет разработка дипломных проектов, представляющих собой синтез творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.

На основе разработанной модели была сконструирована технология формирования проектной культуры студентов, которая представлена системой взаимодействующих структурных элементов (цели, содержания, условий, методов, организационных форм, результатов), где рефлексивные процессы являются системообразующими факторами, определяющими личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки будущего педагога. В процессе исследования нами выявлен ряд условий, от которых зависит эффективность становления проектной культуры личности студентов.

На основании концепции средового подхода мы сделали вывод о том, что проектная культура студентов должна формироваться не отдельным предметом, а целостной образовательной средой, где преподаватели и студенты являются коллективом единомышленников, воспроизводящих и творящих культурное, эстетически организованное пространство образовательного учреждения.

Использование педагогических возможностей дизайна в разработанной модели, есть условие и средство становления проектной культуры студентов. Дизайн, рассматриваемый как социокультурный феномен, есть комплексная творческая, проектная деятельность, освоение которой может помочь формированию проектировочных умений будущих учителей, обеспечивая целостность освоения процесса проектирования на практическом уровне.

Экспериментальная проверка разработанной модели и реализация технологии формирования проектной культуры студентов проводилась на базе инженерно-педагогического факультета Невинномысского государственного гуманитарно-технического института с 2011 по 2012 гг. Экспериментальной базой исследования явились группы 3 -го и 4 -го курсов ИПФ.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика уровня сформированности проектной культуры личности, а также определялся уровень личностного развития студентов, включающего сформированность силы воли, уровень ценностных ориентации, степень активности и самостоятельности студента в познавательной и практической деятельности; умение анализировать свою деятельность; некоторые психологические характеристики студентов (ригидность, гибкость, беглость мышления) их установки на изучение основ дизайна.

Выделенные нами компоненты проектной культуры проявлялись в поведении и отношениях студента в разной степени выражения, что позволило нам представить уровни сформированности проектной культуры личности как совокупности личностных проявлений и обозначить их соответственно как 1-й (репродуктивный), 2-й (конструктивный) и 3-й (творческий). Оценка уровня сформированности основ проектной культуры студентов проводилась по критериям, которые отражают характеристику компонентов проектной культуры студента (социально-целевого, интеллектуального, действенно-волевого, нравственно-оценочного). Для определения уровня сформированности каждого из критериев и проектной культуры в целом мы определили цифровые интервалы, соответствующие каждому уровню: репродуктивный уровень 0–2; конструктивный уровень 3–5; творческий уровень 6–8.

Результаты диагностического этапа исследования показали следующее распределение студентов по уровню сформированности проектной культуры: 1 (репродуктивный) уровень – 60,75 % экспериментальная группа, и 61,23 % – контрольная группа, 2 (конструктивный) уровень – 36,25 % экспериментальная группа и 35,87 % – контрольная группа, и 3 (творческий) уровень – 3,0 % экспериментальная группа и 2,9 % контрольная группа. Это означает, что уровни сформированности проектной культуры студентов в контрольных и экспериментальных группах не имеют существенных различий.

На этапе экспериментальной работы конструктивно-преобразующего характера по организации, содержанию, методам обучения и воспитания для студентов экспериментальной группы были созданы условия для эффективного формирования их проектной культуры.

В экспериментальных группах осуществлялся дизайнерский подход в преподавании дисциплин. Использование дизайнерского подхода в обучении способствовало формированию познавательной активности студентов, включению их в систематическую, педагогически целесообразную организованную проектную деятельность. Экспериментальные группы обучались на элективных курсах «Творчество, дизайн, проектирование в работе педагога», «Школа XXI века», «Вуз XXI», способствовавших формированию представлений о видах дизайна, его проектной сущности и роли в современном мире; о материалах, средствах и техниках, используемых в дизайне. В рамках этого курса были разработаны творческие проектные задания, помогающие освоению деятельности дизайн-проектирования. Большинство студентов принимало участие в самостоятельной разработке дизайнерских проектов, направленных на оптимизацию социально-культурной среды вуза, во внеурочное время. Самостоятельная проектная работа студентов осуществлялась индивидуально или группами, в зависимости от цели, объёма и выбранной тематики проекта, уровня сложности и уровня умений студентов.

Следствием обучения основам дизайна и дизайнерской практики явилось повышение качества подготовки студентов, о чём свидетельствуют следующие данные: абсолютная успеваемость в экспериментальных группах составила 94,23 %, средний балл – 4,24 %, качественный показатель (число положительных оценок) – 87,45 %, из них 60 % отличных отметки.

Общие итоги опытно-экспериментальной работы были подведены в конце 2011-2012 учебного года. Главным критерием успешности проводимой в ходе исследования деятельности был рост уровня сформированности проектной культуры студентов. В процессе исследования мы отметили изменение отношения к творческой проектной деятельности, которое проявлялось в возрастающей активности студентов, что свидетельствовало о формировании субъектной позиции. Также отмечено изменение отношения студентов к процессу и результату деятельности, появление уверенности в себе и положительного настроя на успех. Значительный рост качества проектных работ, в которых отражался эстетический вкус и творческие способности студентов; эффективное формирование их духовно-нравственных качеств, выражающихся в эстетическом отношении к среде жизнедеятельности, подтверждает результативность разработанной технологии.

В целом, динамика роста показателей экспериментальных групп подтверждалась анализом результатов педагогической, проектирововчной и дизайнерской деятельности студентов, итогами педагогических наблюдений. Наиболее заметен стабильный рост показателей в экспериментальных группах, где велась целенаправленная работа в выбранном направлении. Менее успешно изменялись показатели в контрольных группах, где занятия велись традиционно и студенты эпизодически включались в разработку социокультурных и дизайн-проектов.

По результатам исследования мы можем констатировать существенный рост уровня сформированности проектной культуры у студентов экспериментальных групп: 1 (репродуктивный) уровень – 38,14 % экспериментальная группа, и 60,21 % – контрольная группа, 2 (конструктивный) уровень – 22,53 % экспериментальная группа и 35,36 % – контрольная группа, и 3 (творческий) уровень – 39,33 % экспериментальная группа и 4,43 % контрольная группа.

Обобщение материалов исследования позволило сделать вывод о продуктивности разработанной модели и технологии формирования проектной культуры студентов, результатами которой является эффективное творческое развитие студента, сформированность его коммуникативных и организаторских способностей, информационных умений, субъектной позиции, ценностно-эстетического отношения к среде жизнедеятельности, повышение качества профессиональной подготовки и, как следствия, повышение уровня проектной культуры.


Библиографическая ссылка

Гнездюкова А.А., Зеленина Д.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 23-26;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32917 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674