Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НАУЧНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.
2. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. – 2001. – № 4. – С. 22–28.
3. Кузнецова А.Я. Интеллект, интеллектуальный капитал и самопознание // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 142–143.

Применение научного метода в образовании предполагает освоение современной методологии для дальнейшего развития психолого-педагогических исследований с привлечением мирового научного опыта в области образования. Переосмыслением и организацией научного метода необходимо заниматься постоянно Уже то, что научный метод привел к значительным достижениям в изучении природных и социальных явлений, подчеркивает необходимость усиления внимания к использованию его при осмыслении проблем образования и при разработке образовательных проектов, так как на образование возлагаются функции подготовки последующих поколений к освоению обновляемой социальной реальности.

Один из результатов применения научного метода к изучению состояния общества – появление категории «интеллектуальный потенциал общества», который понимают как возможность социума создавать новое, возможность общества двигаться вперед в рамках культурно-исторического процесса. В условиях научно-технического информационного общества его интеллектуальный потенциал обеспечивается образовательной, научной и технической деятельностью, включая в себя уровень образования населения страны. Все эти виды деятельности основаны на использовании человеческого интеллекта. Последнее выдвигает следующие требования к развитию интеллекта в образовании:

1) развитие интеллекта в образовании должно быть научно обосновано;

2) развитие интеллекта должно проектироваться во взаимосвязи с целостным духовным развитием человека;

3) проекты духовно-интеллектуального развития индивида должны строиться с учетом конечности объема духовного потенциала индивида;

4) развитие психических функций молодого человека наиболее эффективно происходит в сензитивные периоды генезиса, что также требует выбора оптимального варианта.

В период интеллектуального развития общества становится опасным отставание научного осмысления развития и образования самого человека от усиления научности содержания его образования. Старые вопросы по поводу формализации образования и вредности «чрезмерного» развития интеллекта связаны с предположением о некоторой искусственности научного развития общества.

Отказ от научного метода в образовании означает отказ от знания истинного положения, от поиска путей в образовании, дающих наилучшие результаты. Научный метод стал основой экономики и производства в современном мире. Ситуация в образовании более похожа на ту, которую описал Пуанкаре в статье «Ценность науки» «…существуют еще народы, которые живут среди непрерывного чуда и которые не удивляются этому… Люди просят своих богов доказать их существование чудесами: но… потому-то мир и божественен, что он полон гармонии» [1, с. 157].

Наша система образования живет в постоянном ожидании чуда, в то время как нужен поиск закономерностей, указывающих путь развития. Отечественные психолого-педагогические исследования XX в. достойны того, чтобы стать основой новых научных теорий XXI в. при условии соответствующего внимания к научному исследованию образования. Справедливо по этому поводу замечание А. Пуанкаре: «Движение науки нужно сравнивать не с перестройкой какого-либо города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым постройкам, но с непрерывной эволюцией зоологических видов…» [1, с. 158].

Достаточно обоснованы и приняты положения о том, что судьба российской науки и судьба самой России тесно связаны, просто слиты. «Создание высокотехнологичной экономики является цивилизационным императивом, вызовом, на который Россия сможет ответить, если сохранит и использует науку… Система будет функционировать, если у общества, производства имеется постоянный спрос на технологические инновации… создание национальной инновационной системы… можно …считать ключевой проблемой современного развития России… Россия по многим показателям опустилась до уровня стран третьего мира. Но от них она отличается уровнем своего интеллектуального потенциала» [2, с. 22]. Для того, чтобы двигаться по инновационному пути, кроме науки и ученых нужны конструкторы, инженеры, техники, экономисты, педагоги, менеджеры, квалифицированные рабочие, нужен интеллектуальный потенциал.

Деятельность образования, науки и техники, в которых разрабатывается научный метод и деятельность которых, в свою очередь, основывается на научном методе, приводит к накоплению интеллектуального потенциала общества. Примером эффективности такого применения научного метода стала методология интеллектуальных систем, в том числе обучающих интеллектуальных систем (ОИС).

Интеллектуальный потенциал – интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологию, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал России – ее национальное достояние. В определении понятия «духовный потенциал» больше сложностей, в особенности при переходе к международному общению. Так, при переводе на английский мы получим «spiritual», в то время как в нашем сознании, в нашем восприятии интимная связь понятия духовности с религиозным сознанием совершенно исчезла, а понятие духовности приобрело более широкий смысл. В связи с этим сферу образования можно определить как сферу духовно-интеллектуального производства, в то время как народное хозяйство – это сфера материального производства, наука – сфера интеллектуального производства и т.д.

Перефразируя Маркса, можно сказать, что образование есть деятельность общества, преследующего цели своего воспроизводства. Научно осмысленное образование, направленное на формирование духовно-интеллектуального потенциала общества, становится императивом XXI века. Если в решении философской проблемы «образ человека XXI века» существует множество подходов и нерешенных задач, то эти затруднения не имеют отражения в современной проблематике образовательной деятельно. Задача современного образования, начиная с последних десятилетий XX в., определяется как подготовка индивида к жизни в обществе. В число задач образования включено лишь то духовное воспитание, которое может предложить православная церковь. То есть в этом случае предполагается возможным разрыв культуры цивилизации и культуры образования порядка пяти веков.

В то же время современные научные методы позволяют сформировать такие понятия, как духовный потенциал человека, духовный потенциал общества, интеллектуальный потенциал, и на их основе исследовать и решать проблему формирования духовного потенциала общества в процессе образования. Без осмысления стратегии формирования духовного потенциала общества в условиях его современной динамики индивид теряет возможность согласования своего личностного развития с жизнью общества. Поскольку ресурс духовного потенциала общества находится в самих индивидах, то такое рассогласование становится препятствием его здоровому развитию.

Успешность применения научного метода зависит от возможности совмещения двух линий в исследовании: традиционности и интеллектуального прогресса. Такое направление в исследованиях возможно, если отдельным принципам не придается характер абсолюта. Признание традиционности ценностью науки означает, что новое научное знание невозможно без прошлого. Объединение традиционности с интеллектуальным прогрессом означает, что при получении нового научного знания применяются более сложные и более совершенные методы исследования.

Принято говорить о научности современного образования:

1) содержание образования научно;

2) есть специальная наука об образовании – педагогика;

3) существуют связи педагогики со всеми другими науками.

Необходимо последовательное применение научного метода к сфере образования как к предмету исследований. Так, научный метод в приложении к образованию открывает путь к осмыслению технологизации образовательного процесса. Существенную роль при этом играют понятия «ресурс», «ресурс технологии», «человеческий ресурс». Известны важные для общества природные ресурсы: полезные ископаемые, запасы пресной воды, плодородные земли, леса и т. д., в то время как интеллект человека также является природным ресурсом.

Среди многообразных типов деятельности технологический подход позволяет выделить деятельность людей, которая отличается планированием, последовательностью и проектированием желаемого результата, т.е. собственно технологическую деятельность. Технологичность характеризует и интеллектуальную деятельность. В современном обществе растет значение человеческого капитала, технологии становятся все более сложными, растет требование к уровню образования. Дальнейшее движение в освоении научного метода приводит к оппозиции: с одной стороны, технология становится источником развития человека и общества, она позволяет более эффективно использовать природные возможности человека, способствует его личностному развитию; с другой – человеческий фактор превратился в компонент технологических систем. «Технологии, таким образом, развиваясь с помощью человеческих ресурсов, поглощают их и предъявляют к ним совершенно определенные требования» [2, с. 23]. Примечательно и то, что человеческий фактор стал компонентом и ресурсом технологий.

Отсюда следует вывод, что модернизация технологической составляющей без модернизации человеческого капитала невозможна. Более того, модернизация человеческого капитала должна происходить с опережением [3]. Такое понимание роли научного метода в применении к образованию позволяет найти путь к тому, чтобы человек, вооруженный технологиями, стал хозяином своих собственных природных ресурсов.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. НАУЧНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 69-71;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31679 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674