Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Исследование возможности применения нефтяных шламов в производстве рельсовой смазки

Марченко Л.А. 1 Боковикова Т.Н. 1 Шпербер Е.Р. 1 Марченко А.А. 1
1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Отходы нефтепереработки относятся к числу наиболее распространенных и опасных загрязнителей окружающей среды. В то же время они являются ценным вторичным сырьем, которое может быть использовано в различных отраслях промышленности. Структурно-групповой состав, малая химическая активность, вязкостные характеристики большинства соединений мазутного шлама свидетельствует о том, что донные отложения мазутных резервуаров обладают антикоррозионными свойствами и могут быть использованы в составах углеводородных смазок. Свойства смазки как твердого тела обусловлены наличием структурного каркаса, особенности которого определяются природой, размерами, формой частиц дисперсной фазы и энергетическими связями между этими частицами. Дисперсная фаза в процессе приготовления смазки образует трехмерный структурный каркас, пронизывающий дисперсионную среду во всем ее объеме. Для разработки рельсовой смазки с применением мазутных отложений рассмотрена роль мазутных отложений в структурообразовании и формировании свойств смазки. Известно, что важнейшие эксплуатационные характеристики смазок определяются типом загустителя, но вместе с тем многие их свойства зависят от дисперсионной среды. Природа, химический, групповой и фракционный состав дисперсионной среды существенно сказываются на процессе структурообразования и загущающем эффекте дисперсной фазы, следовательно, на основных реологических характеристиках смазок. В составе рельсовой смазки в качестве базового масла использовались донные отложения, которые образовались при хранении мазута в резервуарных парках на нефтеперерабатывающих предприятиях. Они представляют собой густую черную массу плотностью 0,965–0,986 г/см3, нерастворимую в воде и имеющую нейтральную среду. Донные отложения характеризуются следующими свойствами: содержание воды 3–17 % мас., механических примесей – 1–10 % мас., серы – 0,7–3,5 % мас.; температура вспышки в открытом тигле – 110–140 °С; температура застывания – 28–30 °С; вязкость ВЗ-4 при 80 °С – 60–110 мм2/с; коксуемость – 0,05–0,30 %; зольность 0,05–0,15 %. Полученная смазка работает в диапазоне температур от минус 30 до +120 °С, обладает хорошими стойкостью к воде. Эти свойства сохраняются в пределах заявленного состава композиции.

Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогтческие кадры инновационной России на 2009–2013 годы», соглашение № 14.В37.21.0819.


Библиографическая ссылка

Марченко Л.А., Боковикова Т.Н., Шпербер Е.Р., Марченко А.А. Исследование возможности применения нефтяных шламов в производстве рельсовой смазки // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 2. – С. 128-128;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31392 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674