Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,741

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ: БАЗОВЫЙ И НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Наумова Т.А. Сердобинцева Е.А.

Учебно-методическое пособие «Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент» предназначено для студентов филологических факультетов, обучающихся по специальности 050301.65 - Русский язык и литература педагогических институтов. Актуальность пособия определяется его теоретической и практической значимостью содержательной и технологической частей, используемых на лекционных и практических занятиях при изучении дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». В пособии предложены содержание и технологии современных измерений литературных компетенций школьников на базовом и национально-региональном уровне. Работа дает целостное представление о предмете, способствует систематизации полученных знаний, а также методологическому осмыслению форм и методов контроля знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

В полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальности 050301.65 - Русский язык и литература включена информация о видах контроля качества литературного образования школьников, предложены формы и виды практической деятельности студентов по формированию профессиональных компетенций будущего учителя-словесника быть способным к использованию всех традиционных и инновационных видов измерений литературных компетенций учащихся.

Авторами пособия учтен тот факт, что современная система литературного образования доминирующими для читателя-школьника называет общекультурную литературную компетентность, ценностно-мировоззренческую, читательскую, речевую. Доминирующими названы такие компетенции, как эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения; определение необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Акцентировано внимание на не менее актуальные компетенции ценностно-мировоззренческого направления: сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению.

Важной задачей учителя-словесника авторы пособия считают формирование у читателя-школьника и речевых компетенций. Среди них первоочередные это свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Особое внимание уделено читательским компетенциям: способности к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированности собственного круга чтения; способности вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; готовности к сопереживанию с героями литературных произведений, что является конечным результатом работы над любым литературным фактом и явлением.

Авторы учебно-методического пособия подробно описывают требования к современным средствам оценивания выше обозначенных компетенций как результата обучения литературе, называют основные подходы к оцениванию литературных компетенций школьников; представляют традиционные и инновационные формы и виды контроля качества обучения литературе. Особое внимание уделено рейтингу, мониторингу, портфолио, тестированию. Четко прописано содержание письменного и устного экзамена как формы итоговой аттестации выпускников по литературе; большое внимание уделено итоговой государственной аттестации выпускников по литературе в формате единого государственного экзамена.

Материалы пособия направлены на использование современных измерений знаний школьников по русской литературе и русскоязычной литературе Мордовии с учетом особенностей современного литературного процесса.

Практическая значимость пособия очевидна: материалы помогут студентам познакомиться с формами контроля и его эволюцией в образовании; развитием педагогического тестирования в России и за рубежом; классическими и современными теориями конструирования тестов; технологией проведения единого государственного экзамена; мониторингом качества школьного образования. Содержание учебно-методического пособия направлено на формирование общей культуры личности обучаемого и на подготовку студентов к осуществлению профессиональной научно-методической деятельности учителя литературы на уровне, соответствующем требованиям Государственного образовательного стандарта.

Пособие поможет овладеть теоретическими основами конструирования тестов по литературе, составлению кроссвордов; разработке заданий для подготовки к ЕГЭ с кратким ответом по проблемным вопросам, заданий с выходом в литературный контекст, с опорой на внутрипредметные литературные связи, заданий высокого уровня сложности, требующих от школьников навыков создания самостоятельного письменного текста, умения интерпретировать фактический материал и высказывать собственную точку зрения на предложенную проблему.

Издание позволяет углубить и расширить представления студентов об актуальных проблемах использования современных измерений литературных компетенций школьников при оценке качества знаний по русской литературе и литературе родного края; продемонстрировать уровень усвоения и понимания программного материала, соответствующих умений и навыков, профессиональной компетентности.


Библиографическая ссылка

Наумова Т.А., Сердобинцева Е.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ: БАЗОВЫЙ И НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 40-41;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15423 (дата обращения: 17.10.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094