Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Самойлов В.П.

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами развивающейся рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Такое же положение складывается и в Красноярском крае, особенно в районных центрах. Это вызвано прежде всего закрытием многих предприятий, отсутствием бюджетного финансирования для муниципальных предприятий, организаций и учреждений. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из рядов вооруженных сил и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.

Учитывая  положение с безработицей, в современных условиях  в Российской Федерации стало интенсивно формироваться новое законодательство о труде и трудоустройстве. В этой связи следует отметить, что трудовое законодательство России, сравнительно недавно обратилось к правовому регулированию занятости и, опираясь на нормативно правовые акты формирующийся рынок труда должен отвечать потребностям  развития современного производства, существенными технологическими изменениями производственных процессов, выпуска конкурентоспособной продукции, а в конечном итоге удовлетворить жизненные потребности населения.

Таким образом, законодательно стал решаться вопрос борьбы с безработицей. которой у нас уже не было с 30-х годов.

Необходимо отметь, что занятость населения это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Поддержание трудоспособного работника в материальном плане путем выплат пособий по безработице это не только задача государства, но и его обязанность. Однако, конечная цель оказание помощи в трудоустройстве граждан, нуждающихся в этом, что в свою очередь обеспечивает занятость людей.

Гражданин имеет право распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду, поэтому он выбирает сферу деятельности. Новый Трудовой Кодекс РФ закрепил свободу труда, как основной принцип. Запрещен принудительный труд. (ст.2 ТК РФ). Гражданин может и не трудиться на производстве. А быть занятым подготовкой к труду, т.е. учиться, быть военнослужащим.

Принуждение в какой-либо форме не допустимо. Если это не установлено соответствующими законодательными актами. Например, в ст.43 Уголовного Кодекса РФ предусмотрены такие меры наказания, которые связаны с обязательными работами. Но в данном случае это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Таким образом, незанятый трудоспособный гражданин не может быть привлечен к административной или  иной ответственности. В то время как совсем недавно в УК РСФСР существовала ст.209 по которой лица привлекались к уголовной ответственности за уклонение от труда (тунеядство, бродяжничество).

Основными причинами роста официально регистрируемой безработицы по-прежнему остаются: сложное экономическое и финансовое положение многих предприятий и организаций края, банкротство и ликвидация предприятий, сокращение объемов производства в ряде отраслей экономики, а также структурные изменения.

В сложном положении оказалась угледобывающая отрасль. Резкое сокращение потребления угля привело эту отрасль к падению производства, что в свою очередь  послужило толчком к массовому увольнению работников. Значительные сокращения производятся и будут произведены на Бородинском и Березовском разрезах. В этих условиях особая роль принадлежит центрам занятости населения.

Кроме факторов влияющих на уровень безработицы в связи с увольнением работников, несомненно, повлияет, естественно с ее ростом, постановка на учет других категорий граждан, которые раньше не обращались в соответствующие центры занятости.

Государственная политика в проведение жилищно-коммунальной реформы незамедлительно сказалась на уровне безработицы. Повышение оплаты за жилищную услугу поставило большое число людей в такие рамки, когда значительная часть семейного бюджета идет на оплату услуг ЖКХ. Вариант с субсидией как раз позволяет за счет бюджетных денег снизить нагрузку на семейный бюджет.

Если в предыдущей редакции закона финансирование существовало и за счет обязательных отчислений работодателей, то в последней редакции этого нет, т.к. с введением в действие ч.2

Налогового Кодекса РФ,  предусмотрен единый взнос в социальный налог (ФЗ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ «Налоговый Кодекс Российской Федерации».

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Таким образом, если гражданин в день регистрации в целях поиска подходящей работы предъявил все необходимые для признания его безработным документы, а служба занятости не смогла предложить ему подходящую работу в течение 10 дней, он признается безработным и ему назначается пособие по безработице с первого дня регистрации, Формулировка «не позднее 11 дней» говорит о том, что пособие может быть назначено и раньше, чем через десять дней.

Выплата пособия по безработице производится только тем гражданам, которые признаны безработными и выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в службе занятости. Закон говорит, что регистрация  должна быть не более двух раз в месяц.

Говоря о пособии необходимо обратить внимание на то, что законодатель более  строже подошел к его выплате, т.е. не все нуждающиеся получают одинаковый суммы.

Жесткие требования предъявлены в определении размеров пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан, которые признаны безработными, но  уволенным за нарушение трудовой дисциплины,  направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется.

Далее несколько положений о термине «подходящая работа». Закон  о занятости определяет ее как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) определяется соответствующими муниципальными образованьями с учетом развития сети транспорта в данной местности.

Кроме того, предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за последних три месяца по последнему месту работы.

Другое содержание имеет понятие «подходящая работа»  для граждан, впервые ищущих работу. К ним, прежде всего, относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины; не работавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу.

Если организовать профессиональную подготовку впервые ищущих работу не удалось, таким  лицам подбирается « подходящая работа» не требующая подготовки . При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. Надо иметь в виду, что в соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодежи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот.

Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим безработного может быть обжаловано в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд.


Библиографическая ссылка

Самойлов В.П. Некоторые вопросы занятости населения в крае // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 122-124;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14692 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674