Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Российское музыкальное образование в пространстве гендерных исследований

Никитина Е.В.
В «Концепции модернизации российского образования  на  период  до  2010  года»  (от 11.02.2002) музыкальное образование заявлено как основополагающий инструмент для реализации первостепенной задачи современного образования - не только обучения, но, скорее, воспитания учащихся. Однако эффективному осуществлению возложенных на музыкальную педагогику полномочий препятствуют такие реалии современного российского социума как, например, непривлекательный имидж музыкального образования, низкий статус преподавателей в обществе, невысокая оплата их труда, правовая и политическая незащищенность. Истоки сложившейся ситуации тесно коррелирует с гендерным стереотипом, определяющим педагогику в качестве «женской» профессии, что прогнозирует ситуацию в кадровом обеспечении: мужчинапедагог стал редкостью в музыкальных образовательных учреждениях, особенно на начальной и средней ступенях обучения (в школах, колледжах и училищах). Это подтверждает тот факт, что в современном российском обществе сохраняется и поддерживается патриархальная дифференциация на «мужское» - «женское» образование и «мужские» - «женские» профессии. Современная социополитическая ситуация диктует новые требования к российской системе образования, декларируя новый тип профессионалов -

«интеллектуальных хамелеонов» (термин Д.К.Кирнарской). Однако, модернизация и оптимизация существующей системы невозможна без изменений гендерной политики, так как, по мнению ученых-социологов Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчева и В.В.Серикова, образование, формирующееся исключительно женской педагогикой, негативно отражается на личностных конструктах будущего поколения и на их профессиональной компетенции.

В настоящее время гендерная психология приобретает привлекательный имидж в отечественных работах (например, работы О.А.Верониной, И.С.Клециной). Однако социологический дискурс «гендер - музыкальное образование» отсутствует в пространстве интересов российских исследователей. Возможно, это связано с тем, что музыкальная педагогика не обладает статусом научной дисциплины в сфере прикладных исследований. Важность гендерных изучений в области музыкального образования очевидна: постановка проблемы, осознание реальной ситуации позволяет проектировать образовательную политику в сфере музыкальной культуры.

Историографический дискурс демонстрирует, что в начале XX века, преподавательский состав музыкальных образовательных учреждений страны был практически полностью мужским. Дело в том, что, начиная с разночинцевшестидесятников XIX века, все более популярной становилась идея всеобщего просвещения, которая позднее  трансформировалось в образовательную государственную политику большевиков - «ликбез». После 1950-х годов ситуация резко изменилась в сторону феминизации контингента преподавателей и учащихся музыкальных ВУЗов. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло послевоенное изменение демографического положения в стране. Кроме того, необходимо вспомнить, что с 1946 года резко увеличились ассигнования на науку, которая подвергалась серьезным организационным перестройкам. В ведении Академии наук остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались создающимся повсеместно специальным институтам и лабораториям. Такая реорганизация была детерминирована политическим вектором государства, связанным с необходимостью продвижения страны по пути научно-технического прогресса и «гонки вооружения». В результате наиболее престижными стали физико-математические, технические факультеты, идеологически поддерживаемые государственной «философией» рационализма и технократства, где и обучалась большая часть мужского населения страны. В эпоху хрущевской «оттепели» этот вопрос превосходства гуманитарного или технического образования был сформулирован в так называемом споре "физиков и лириков".

Современные статистические данные показывают, что в настоящее время сфера музыкального образования является наиболее гендерноасимметричной сферой профессиональной деятельности. В диаграмме приведены гендерные соотношения преподавателей в музыкальных учреждениях сферы культуры Республики Карелия (данные Методического кабинета Министерства культуры РК за 2003 г.). Наблюдая динамику гендерных соотношений в системе координат «школа - училище - ВУЗ», можно указать, что наибольший процент женщин представлен на начальной ступени музыкального образования, а стабилизация гендерных соотношений осуществляется на высшей ступени профессионального образования.

Приведенные данные по Карелии, как одного из субъектов РФ, полностью соответствуют теории гендерной психологии, разрабатываемой российскими и зарубежными психологами, заявляющей, что в обществе женщины традиционно занимают должности, менее оплачиваемые и более низкие по статусу (Д.Исаев, В.Каган, D.Major, Sh.Bern). Шон Берн акцентирует фактор более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами, который предполагает контроль над ресурсами и стратегическое планирование учреждения. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Руководящие должности в музыкальном образовании по-прежнему занимают мужчины, например, ректора в консерваториях России. Таким образом, гендерный параметр становится показателем для определения уровня социальной престижности той или иной профессии. Необходимо указать, что гендерные соотношения в сфере музыкального образования тождественны ситуации в общем образовании. Госкомстат констатирует следующие соотношения женщин и мужчин в образовании по России: в общеобразовательных школах - 82% и 18% (соответственно), в средних специальных учебных заведениях - 80% и 20%, а в ВУЗах - 40% и 60% (данные из: Женщины и мужчины России.М.2000).

Осмысленный выбор будущей профессии происходит при поступлении в ВУЗ и гендерная ситуация, складывающаяся в студенческой среде, определяет педагогические стратегии будущего. По информации газеты «Музыкальное обозрение», приведенной в № 2 за 2003 г., 70% заканчивающих российские музыкальные ВУЗы- женщины. Эти данные свидетельствуют, что российское музыкальное образование во всех стратах является женской сферой деятельности.

Отечественная деонтология обозначает, что в современном обществе приоритетная функция преподавателя заключается в отборе, представлении и интерпретации культурных феноменов (К.Левитан). Следовательно, личностные константы преподавателя будут ключевыми при создании информационной базы учебного процесса и формировании мировоззрения ученика. В музыкальном образовании, основанном на индивидуальном подходе, этот параметр еще более усиливается и оказывает наиболее значительно воздействие. Психологи утверждают, что личностные различия между учителями становятся фактором, превращающимся в одну из детерминант межиндивидуальной вариантности среди учеников (G.Cheong, A.Murray). Гендерное однообразие обучения, сформировавшееся в настоящее время в музыкальном образовании, не оснащает учеников разнообразными жизненными стратегиями для аккомодации в других гендерных обстоятельствах.

Через личность преподавателя к ученикам транслируются не только индивидуальные поведенческие стратегии и паттерны, стиль реагирования на различные ситуации, но и осуществляется гендерное конструирование (doing gender) и гендерная социализация учащихся. Учитывая, что в музыкальном образовании основная часть преподавателей - это женщины, то в процессе социализации и у девочек, и у мальчиков будут поддерживаться основные женские стереотипы социума.  Кроме того, специфика музыкального образования связана с познанием учащимися индивидуально-личностных переживаний художника, эмоциональными сопереживаниями, саморефлексией, художественно-коммуникативными умениями, высокой активностью воображения и образным мышлением (Г.М.Цыпин), то есть с теми качествами, которые традиционно относятся к «женской» роли. Таким образом, сама профессия накладывает на оба пола учащихсямузыкантов «фемининский» конструкт, включающий в качестве основных компонентов правополушарное мышление, пассивность, концентрацию на чувствах, эмоциональность, эмпатию, конформность, подверженность влиянию и жизненное позиционирование, ориентированное на других. С другой стороны, музыкальное образование выходит за рамки только чувственного познания и требует участия интеллектуальных способностей (то есть взаимодействия с левополушарным типом мышления). Профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, доктор искусствоведения Д.К.Кирнарская утверждает, что раннее музыкальное образование детей способствует развитию у них хорошей словесной и многоканальной памяти, математического типа мышления, пространственных способностей, навыков  стрессо-устойчивости, речевых умений, отвечающих за обучаемость различным языкам, мобильности, то есть тех качеств, которые в теории социальных ролей, приписываются мужским стереотипам. Все это позволяет предположить, что дети, обучающиеся музыке, формируются гендерно амбивалентными личностями: мужчины приобретают женские личностные компоненты, а женщины - мужские.

Имея в силу профессиональных особенностей ряд психологических и социальных отличий, учащиеся, выбравшие музыкальную культуру (а значит потенциально и музыкальную педагогику) в качестве профессии образуют субкультурную общность. В спектре общей стратификации современного общества данная субкультура занимает положение маргинала (по материалам исследований автора статьи; И.Проскурина). В качестве причин сложившейся ситуации можно обозначить элитарность профессионального образования, вид деятельности, связанный с творчеством, а так же, возможно, аудиальную модальность, связанную с профессиональной деятельностью и регулирующую восприятие и переработку поступающей информации через слуховые каналы, в отличие от современного визуального общества.

В условиях культурной стратификации государство всегда располагает субкультуры на некой ценностной шкале и поддерживает субкультуры, близкие к политической парадигме данного периода. Историографический экскурс продемонстрировал, что в тот момент, когда музыкальная субкультура тесно коррелировала с культурной политикой государства, в музыкальном образовании наблюдалось гендерное равновесие, и более того перевес мужчин-педагогов. Гендерная норма успешности, утверждающая, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе, обуславливает его выбор наиболее модной профессии (J.Doule). Когда музыкальное образование перестало соотноситься с приоритетными интересами государства, произошел гендерный перевес в сторону «феминизации» профессии.

Современная культурная политика осуществляется популистским способом: государство без крайней необходимости не вмешивается в процессы культурной деятельности и стимулирует процесс самофинансирования. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, прошедшее 6 февраля 2003 года в Москве, не рассматривало проблемы музыкального образования, что подтверждает периферийность и отдаленность музыкальной «женской» субкультуры от ядра государственной политики в условиях мужского общества. Процесс активной информатизации российского общества будет способствовать дальнейшей дестабилизации гендерной ситуации в музыкальном образовании. В тоже время Комиссией по вопросам женщин в РФ от 22 января 2003 г. было предложено содействовать расширению научно-исследовательских работ по гендерной тематике и подготовке научных кадров по данному направлению. Это означает, что в условиях современного российского общества с жесткими гендерными стереотипами становится возможным осуществление гендерных исследований, гендерного мониторинга музыкального образования и разработка практических мер по реализации гендерного равновесия в музыкальном образовании.


Библиографическая ссылка

Никитина Е.В. Российское музыкальное образование в пространстве гендерных исследований // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 102-105;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14674 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674