Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Конкурентная среда как фактор совершенствования деятельности фармацевтического предприятия

Быстрицкий Л.Д. Перегудова Л.Н. Гришин А.В.
В современных условиях формирования фармацевтического рынка особую значимость приобретает проблема развития конструктивной конкуренции. Конкуренции, целью которой является - достижение с одной стороны преимуществ потребителя лекарственных средств, с другой стороны получение экономических выгод, предприятием обеспечившим потребителей наиболее эффективными и оптимальными по цене лекарственными средствами. Вместе с тем, необходимо принимать в расчет, что особенностью фармацевтического рынка является то, что на него возложены еще и социальные функции, следовательно, от уровня развития конкурентной среды на этом рынке в значительной степени во многом зависит эффективность лекарственной помощи населению.

Само явление конкуренция, в широком понимании, всегда отождествляется в определенной степени с противоборством: субъекты конкуренции борются между собой поскольку, они стремятся воспользоваться определенной выгодой. Процесс же состязательности в свою очередь активно мотивирует стремление противоборствующих сторон совершенствовать свою деятельность в целях достижения желаемой выгоды.

Закон конкуренции в своем обобщенном виде, кроме экономической составляющей несет и биологический смысл, который представляет конкуренцию как борьбу между особями одного или разных видов за существование. И коль скоро конкуренция заложена в природе человека и может быть направлена на совершенствование экономических показателей в развитии общества, необходим хорошо очерченный механизм ее реализации. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей. Отдавая должное конкуренции, необходимо отметить, что в зависимости от организации рыночных отношений различают: свобод
ную, конфронтационную и продуктивную конкуренцию.

Характеризуя упомянутые разновидности конкуренции, необходимо отметить, определение конструктивной конкуренции уже приведено выше, а вот основным критерием свободной конкуренции является - стихийность и неуправляемость и тем самым отрицается продуктивная роль социальных правил и норм. Конфронтационная конкуренция, характеризующаяся «слепой» конкуренцией-враждой, которой не свойственно понимание границ и ограничений, правил и норм.

Реализация на рынке конфронтационной и свободной конкуренции приводит к совокупному проигрышу всех участников рынка, и подобные виды конкуренции не приемлемы для достижения поставленной целей социально ориентированного рынка лекарственных средств. Наиболее приемлема в сфере фармацевтического рынка «продуктивная конкуренция», нацеленная на конкурентное взаимодействие, когда оно приводит к обогащению среды и росту собственного потенциала у значительной части участников конкурентной среды. При этом процесс реализации продуктивной конкуренции предусматривает выработку правил социально - нормативной регламентации способов ведения конкуренции, а также распределения благ по ее результатам с учетом общественно - полезного итога конкуренции. Социально - нормативная регуляция конкуренции, должна быть направлена прежде всего на обеспечение ее продуктивности (эффективности) в отношении всех субъектов рыночных отношений, начиная с потребителя и кончая производителем лекарственных средств. В основе этого регулирования должны быть адекватные критерии оценки социально-экономической роли участников рынка. Роль этих критериев особенно важна для современного фармацевтического рынка. Широкое ассортиментное и ценовое разнообразие современного фармацевтического рынка без детального анализа не позволяет объективно судить о социально-экономических преимуществах, практически любого, коммерческого предложения.

Конкретной целью наших исследований явилась попытка оценить характер конкурентной среды на сибирских региональных рынках фармацевтической продукции и определить основные направления деятельности по стимулированию конструктивной конкуренции в сфере организации лекарственной помощи населению. Товарные границы рынка ограничивались лекарственными препаратами, изготавливаемых в заводских условиях. Территориальная граница анализируемого рынка охватывала регионы Западной Сибири.

Состояние конкурентной среды регионального фармацевтического рынка находится в широком диапазоне от полной монополизации на федеральном уровне до монополистической конкуренции среди региональных фармацевтических предприятий. Ограниченность конкурентной среды фармацевтического рынка на федеральном и региональном рынке сдерживает реализацию механизма управления издержек и как следствие происходит блокирование основной задачи конкуренции по снижению цен на лекарственные средства. В подобных условиях усилия по демонополизации и разгосударствлению фармацевтических предприятий носит экстенсивный характер, не позволяющий решать вопросы по созданию эффективной конкурентной среды, которая имеет возможность определять процессы: снижения цен, минимизации издержек обращения, совершенствования эффективности лекарственной помощи и др.

Основными сдерживающими причинами являются:

  1. недостаточное внимание предприятий производителей фармацевтической продукции к вопросам фармакоэкомических преимуществ выпускаемой продукции;
  2. отсутствие общедоступного информационного поля фармацевтической коммерческой информации;
  3. отсутствие конструктивной нормативной базы по регламентированию конкуренции на фармацевтическом рынке;
  4. осуществление выхода на фармацевтический рынок иностранных производителей, которые за счет демпинговой политики ведут подрыв конкурентоспособной среды отечественного рынка.

В качестве предложения по развитию конструктивной конкуренции на фармацевтическом рынке можно рекомендовать:

  1. разработку стратегии развития отечественных производств фармацевтической продукции на принципах фармакоэкономики;
  2. разработку и внедрение в практическую деятельность субъектов фармацевтического рынка общедоступного информационного поля коммерческой информации через создание независимых региональных (городских) фармацевтиче
    ских информационно-аналитических центров с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, с последующей возможностью создания на их базе электронных региональных лекарственных бирж.
  3. принятие решений в сфере лекарственного обеспечения, в том числе по объему и порядку децетрализации и централизации, в соответствии с принципами социально-экономической эффективности и применением критерия оптимальности В. Парето.
  4. разработка нормативной базы по регламентации продуктивной конкуренции во всех секторах фармацевтического рынка.

Библиографическая ссылка

Быстрицкий Л.Д., Перегудова Л.Н., Гришин А.В. Конкурентная среда как фактор совершенствования деятельности фармацевтического предприятия // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 6. – С. 40-41;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14443 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674