Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В. И. ВЕРНАДСКИЙ О КОЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО

Чернышева А.В.

Следуя научной традиции отделения человека от природы, мы создаем онтологию наблюдения «пустого» космоса, в которой нет места для того, кто наблюдает. Но, отделяя человека от природы, мы вынуждены признать, что природа как бы заранее устроена по нашим человеческим меркам ее понимания, и, что мы на нее можем воздействовать только с внешней стороны. Но что она собой представляет?

В научных трудах В.И.Вернадского впервые в истории русского космизма обосновывается идея объединения людей не на социально-политической или идеологической основе, а на базе идей экологического характера. По отношению к природе люди выступают как единое целое вне зависимости от социально-экономических или идеологических расхождений. И поэтому они обязаны знать, что они могут или не могут сделать, будучи частями этого целого. «Лишь благодаря условностям цивилизации, - пишет Вернадский, - неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (2; 313).

В ХХ в. люди особенно болезненно начинают реагировать на характер тех отношений, которые сложились между ними и природой. Для обозначения этих отношений они вводят специальные понятия - «экология человека», «экология города», «социальная экология» . По сути все они выражают и обозначают один и тот же факт, а именно - понимание и осознание того, что люди давно уже живут в мире искусственного, и у этой жизни есть свои посылки и следствия. Перед лицом искусственного человек начинает понимать, что должен быть и естественный свет разума, естественный человек.

Проблема связей естественного и искусственного в деятельности человека имеет в русском космизме фундаментальный характер. Объясняется это тем, что, как отмечал А.С. Хомяков, людям свойственно забывать, что они разместились в мире, в котором то, что строится, должно иметь почтение к тому, что выросло, т.е. появилось естественным путем, помимо воли человека. Для того, чтобы что-то выросло, требуется мир, заполненный причинами, в котором все происходящее подчинено самодействию законов. Но люди не живут самодействием законов, они сами действуют. И в результате, рядом с ними появляются вещи, для которых нет причин. Вещи есть, а причин для их появления нет. То есть своими действиями люди создают искусственный мир, в котором возможно существование вещей без причин.

Для того чтобы появилось искусственное, необходимо, чтобы что-то перестало быть самим собой, чтобы появилось действие, в котором нет согласования с природой действующего. С этим оттенком понимания искусственного складывается и представление о цивилизации, развиваемое русским космизмом и, в частности Вернадским.

Цивилизация - это не совокупность предметов, созданных людьми, а способ, которым приостанавливается естественное действие вещей. Радикальный поворот в осмыслении проблем цивилизации, проделанный Вернадским, заключается в том, что в качестве ее принципа рассматривается не искусственное, а естественное. Поскольку искусственное - это не только способ существования деятельности человека, но и тот канал связи с миром, через который в нас проникают естественные связи этого мира. Русский космизм напоминает нам о том, что двери, ведущие из искусственного мира в естественный, не заперты. И в эти незапертые двери всегда может войти то, что они назвали Вселенной.

Сегодня весь мир как бы раскололся на два материка: природу порождающую и природу произведенную. Ближайшим следствием этого раскола стала Машина, появление которой означает крах традиционного гуманизма и распад идеалов Просвещения, поскольку сознание современного человека ориентируется отныне на усвоение логики внешнего порядка вещей. Люди утратили контакт с внутренним миром, перестали прислушиваться к его языку и разучились понимать его логику. И это непонимание, в свою очередь, захлопнулось ловушкой экологии, о которой предупреждал нас русский космизм и один из ярчайших его представителей Владимир Иванович Вернадский.

Сегодня всем известно, что в ХХ в. произошло опустошение земли и опустошение человека, которое просматривается и в экологии природы, и в экологии человека. Человек достиг предела своей некосмичности в автоматизме действия искусственного. Искусственное принадлежит к области сделанного, а естественное воспроизводит условия существования невоспроизводимых вещей. Космос естественен, а искусственное «машиноподобно», и этим своим подобием оно «отрывает цивилизацию от космоса», одного человека от другого. Когда сила заменяет ум, а решение одной проблемы порождает две новые, тогда люди либо меняют логику своих действий, либо «окаменевают». Рискуя «окаменеть», человеческая цивилизация бросается из одной технологической волны в другую. Но не искусственным порядком вещей, не «мускульной технологией», а органическими связями целого держится мир, в котором живут люди. И в этой ситуации идеи, высказанные представителями русского космизма приобретают особую остроту и актуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
  2. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1878.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Человек и ноосфера», 1-20 сентября 2004 г


Библиографическая ссылка

Чернышева А.В. В. И. ВЕРНАДСКИЙ О КОЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 11. – С. 107-108;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13744 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674