Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АДАПТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ТИПОЛОГИЯ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Гордашников В.А. Осин А.Я.
 Адаптивность   человека   обеспечивается   эволюционно отработанными   целесообразными для его натуры составляющими. Главной характеристикой  натуры человека, обеспечивающей адаптивности, являются инстинкты. Согласно концепции В.И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования,  свободы и  сохранения достинства. В зависимости от доминирования того или иного  инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит соответственно к одному из семи типов: 1 -«эгофильному», 2 - «генофильному» (от лат. genus - род), 3 - «альтруистическому», 4 - «исследовательскому», 5 -«доминантному», 6 - «либертофильному» (от лат. libertas - свобода), 7 - дигнитофильному (от лат. dignitas - достоинство). Каждый тип индивидуальности имеет личностные характеристики, которые могут служить соответствующими критериями для установления первичного фундаментального типа индивидуальности.

Обследованию были подвергнуты 160 студентов I - III курсов Владивостокского базового медицинского колледжа (ВБМК) в возрасте 16 - 18 лет. Каждому из них были предложены описания характеристик типов  индивидуальности для выбора наиболее близкого для себя. Полученные данные были обработаны статистически путем частотно - вероятностного метода  с определением абсолютных чисел, средних относительных  величин и их ошибок.

Результаты исследований показали различную частоту типов  индивидуальности обследованных студентов. Чаще всего определялись генофильный (19,4+31%), альтруистический (19,4+31%) и доминантный (17,5+3,0%) типы, реже встречался исследовательский тип (12,5+2,6%) и последнее место занимали эгофильный (10,6+2,4%),  либертрофильный  (10,6+2,4%) и дигнотофильный (10,0+2,4%) типы индивидуальности. Полученные результаты в значительной степени соответствуют   профессиональным и гендерным (преимущественно женский пол) особенностям студентов. Для будущего медицинского работника более конгруэнтны именно альтруистический и генофильный и в меньшей степени - исследовательский типы, а менее конгруэнтны эгофильный, либертофильный и дигнитофильный.

Следовательно, полученные данные могут быть использованы при  управлении педагогическим процессом для коррекции формируемых  личностных качеств будущих специалистов и их адаптивности к условиям  профессиональной деятельности

Библиографическая ссылка

Гордашников В.А., Осин А.Я. АДАПТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ТИПОЛОГИЯ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 4. – С. 21-21;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13528 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674