Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АДВЕНТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФЛОРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

Маренчук Ю.А.
С началом развития человеческого общества в растительном покрове нашей планеты начали происходить практически необратимые изменения, вызванные появлением вторичных местообитаний (пашен, огородов, садов и т.д.), введением в культуру дикорастущих растений и, главное, перемещением (преднамеренным и непреднамеренным) многих видов с одного континента на другой. На местах, подверженных сильному воздействию со стороны человека, развивается антропофитная растительность. В сообществах, которые складываются на рудеральных местах и ж.-д. насыпях, сосуществуют как местные (аборигенные) виды, так и занесенные (адвентивные). Последние заслуживают особого внимания, так как некоторые из них, пройдя натурализацию, смогут стать постоянным компонентом флоры данной территории (Попов, 1995).

Разные исследователи по-разному определяют понятия адвентивная флора и адвентивные растения. Так, А.А. Шульц (1975) рассматривает в качестве адвентивных растения, «распространяемые человеком случайно». Г.В. Вы-наев и Д.И. Третьяков (1979) относят к адвентивным ин-тродуцированные растения, появившиеся в составе флоры данного региона в результате непреднамеренных действий человека и заносные растения в узком смысле слова. В работе А.В. Чичева (1985) адвентивными растениями считается «неустойчивый компонент флоры, находящийся в процессе натурализации и закрепления в изучаемом регионе». Таким образом, адвентивным элементом флоры, являются группы видов, чуждых по своему происхождению для данной территории, т.е. занесенных человеком.

Принадлежность к адвентивному или природному компоненту флоры некоторых видов дисскуссионна. Критерии выделения аборигенных и адвентивных видов сформулированы в работах В.В. Туганаева и А.Н. Пузырева (1977). Вид может быть отнесен к адвентивным, если: 1) экологически приурочен ко вторичным условиям обитания; 2) отсутствуют указания на его местонахождение [на изучаемой территории] и в сопредельных районах; 3) в материалах археологических раскопок не найдено его плодов и семян; 4) представлен небольшим числом особей или группами и встречается исключительно редко; 5) не проходит весь жизненный цикл или проходит его исключительно редко; 6) на [изучаемой территории] и в сопредельных районах нет близких в систематическом отношении видов; 7) местонахождение удалено на значительное расстояние от основного ареала; 8) основным фактором диссимиляции является человек (Туганаев, Пузырев, 1988). Однако, важно учитывать всю совокупность признаков, потому что каждый из этих критериев, взятый в отдельности не является достаточным для определения растения к адвентивной фракции (Марке-лова, 2004).

Выявление видов адвентивной флоры, исследование путей их миграции и оценка хозяйственной значимости имеют важное не только теоретическое, но и прикладное значение. Многие из адвентиков пользуются на своей родине заслуженной популярностью, интенсивно используются и в ряде случаев были занесены сознательно из-за своих полезных свойств. Заносные растения первоначально увеличивают общее богатство флоры. Если адвентивных растений оказывается много и нарушение среды обитания продолжается, начинается вымирание аборигенных мало-конкурентноспособных представителей, однако в природные нетронутые ценозы, сохраняющие богатство и разнообразие видового состава занесенные растения проникнуть не могут. Поэтому охрана природы, сохранение редких видов и структуры ценозов - это одновременно и способ борьбы с расселением адвентивных растений (Пархоменко, Шхагапсоев, Аксенова, 2001).

На распределение адвентивных видов влияют: деятельность человека и природные факторы. Самым важным способом распространения этих растений является, прежде всего, занос их с семенами культурных растений, также получение семян и разных посадочных материалов из других мест, занос с разными товарами (с грузами шерсти), занос с корабельным балластом (с песком), занос транспортными средствами.

На Центральное Предкавказье было занесено 226 иноземных видов входящих в состав антропофитов, из них, американского происхождения: Ambrosia artemisifolia (в 1919 г. найдена в окрестностях Ставропольского края, сейчас карантинный сорняк), A. trifida, A. psylostachya, Conyza canadensis, C. bonariensis, Cyclachena xanthifolia, Helianthus lenticularis, Lepidotheca suaveolens, Phalacrolo-ma annuum, Xanthium californicum, X. spinosum, X. strumar-ium, Cuscuta campestris, C. tinei, Euphorbia nutans, Perilla frutescens, Salvia lancifolia, Oenothera biennis, Phytolacca-ceae americana, Botriochloa virginica, Nicandra physaloides, Asclepias syriaca. В последние годы к этим видам добавились еще два американских вида - Galinsoga parviflora и Solanum cornutum, совсем недавно отмечавшийся здесь только на рудеральных местообитаниях. К основным засорителям посевов кукурузы и подсолнечника на Предкавказье (как и во всем мире) относится также встречающийся здесь в большом обилии восточноазиатский вид Echinochloa crusgalli, попавший в эти места, вероятно, с семенами культурной сои, происходящей из Восточной Азии. Постоянными спутниками указанных выше культур являются Setaria viridis, S. glauca, широко распространенные в тропических и субтропических, а также отчасти в умеренно теплых странах обоих полушарий. А также встречаются средиземноморские виды: Arctium lappa, A. minus, A. tomentosum, Fumaria capreolata; виды Азиатского происхождения: Commelina communis, Perillafrutescens, Eleocharis mitracarpa, Euphorbia peploides и др.

Наиболее злостными сорняками озимой пшеницы на территории Предкавказья являются Galium aparine, Sinapis arvensis, Fallopia convolvulus, Convolvulus arvensis, Sonchus arvensis, Ambrosia artemisiifolia. Все перечисленные виды, кроме амброзии, относятся к средиземноморским растениям, в дальнейшем основным сорнякам посевов зерновых культур в большинстве стран мира. Лишь амброзия по-лыннолистная - типичный североамериканский вид, занесенный на Северный Кавказ в 50-е годы 20-го в. (Косенко, 1970). Следует отметить, что с момента заноса амброзии полыннолистной на Северный Кавказ, за приблизительно 50 лет, вид прошел все этапы внедрения в растительные сообщества нового региона и в настоящее время произрастает не только в посевах, рудеральных местообитаниях, но и внедряется в ненарушенные биотопы (Ульянова, 1998).

На Центральном Предкавказье приусадебные участки обычно покрыты Polygonum aviculare, Capsella bursa pas-toris, Taraxacum sp. div.. На очень выбитых местах - Xan-thium spinosum, Chenopodium album, Atriplex tatarica (особенно разрастается у стойбищ и сараев для животных). По окраинам дорог растут Polygonum aviculare, Cichorium intybus, Centaurea micrantha, Verbascum thapsiforme, Artemisia absinthium и другие растения. В посевах зерновых можно встретить: Avenafatua, Chenopodium album, Cirsium arvense, Convolvulus arvensis, Melilotus officinalis, Salsola pestifer, Setaria glauca, Sinapis arvensis и другие.

Чрезвычайно важны наблюдения за появлением адвентивным растений и их распространением. Так, североамериканское растение Cyclachaena xanthiifolia, еще совсем недавно отмечавшееся изредка на рудеральных местообитаниях, в настоящее время распространилось в Ставропольском крае очень широко (Ульянова, 1998).

В целом число адвентивных видов в сегетальных флорах земного шара, в том числе и России, как правило, возрастает, так как наиболее подходящими для их существования оказались антропогенные местообитания, преимущественно агроландшафты. Они захватывают огромные территории, образуя одновидовые заросли и блокируя ход сукцессионного процесса. В итоге адвентивные виды не только становятся злостными сегетальными сорняками нового региона, но и отрицательно влияют на сохранение биоразнообразия в его флоре, замещая растения-апофиты. Кроме того, благодаря своему безудержному размножению и наносимому посевам вреду некоторые адвентивные виды начинают рассматриваться как карантинные сорняки.

Выявление новых заносных растений на территории нашей страны чрезвычайно важно, так как они не только нарушают выработанное тысячелетиями динамическое равновесие между видами растений различной экологической и географической приуроченности, но, не имея в новых условиях сдерживающих начал (болезней и вредителей), становятся со временем злостными рудеральными и сегетальными сорняками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

  1. Вынаев Г.В.,Третьяков Д.И. О классификации антропофитов и новых для флоры БССР интродуцированных видов растений // Ботаника: Исследования. - 1979. Вып. 21.-С. 62-73.
  2. Игнатов М.С., Макаров В. В., Чичев А.В. Конспектфлоры адвентивных растений Московской области // Флористические исследования Московской области / Отв. ред.А.К. Скворцов. -М.: Наука, 1990. - С. 5-105.
  3. Косенко И.С. Определитель высших растений Северо-Западного Кавказа и Предкавказья. - М.: Колос, 1970. - 613 с.
  4. Маркелова Н.Р. Динамика состава и структуры адвентивной флоры Тверской области. Автореф. дис. .. канд.биол. наук. - М., 2004. - 28 с.
  5. Пархоменко Г.Н., Шхагапсоев С.Х., Аксенова Е.В.Адвентивная флора г. Нальчика // Проблемы биологического разнообразия Северного Кавказа: Тез. докл. Регион,науч. конф. -Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2001. -С. 10-11.
  6. Попов В.И. Анализ адвентивного элемента флорыСанкт-Петербургского морского порта // Бот. журн., 1995,т. 80, №12.-С. 104-107.
  7. Туганаев В.В. Анализ сегетальной флоры Волжско-Камского края // Культурная и сорная растительность Удмуртии. - Ижевск, 1977. -С. 33-53.
  8. Туганаев В.В., Пузырев А.Н. Гемерофиты Вятско-Камского междуречья. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та,1988. 128 с.
  9. Ульянова Т.Н. Сорные растения во флоре России идругих стран СНГ. - СПб: ВИР, 1998. - 233 с.
  10. Чичев А.В. Адвентивная флора железных дорог Московской области: Дис... кандбиол. наук. -М, 1985.-379с.
  11. Шульц А.А. Адвентивная флора г. Риги. Автореф.дис. .. канд. биол. наук. - Л., 1975. - 28 с.

Библиографическая ссылка

Маренчук Ю.А. АДВЕНТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФЛОРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 3. – С. 50-51;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13492 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674