Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Шелпакова Н.А. Ларина Н.С.
В последнее время все активнее обсуждается вопрос совершенствования подготовки студентов, повышения качества их образования. Решение данных проблем может осуществляться как в процессе обучения, так и в форме дополнительных занятий.

Проведенное в 2005 году тестирование студентов 1-5 курсов химического факультета Тюменского госуниверситета, преподавателей и сотрудников факультета (многие из которых являются выпускниками факультета) показывает, что в процессе обучения заметно снижена оценка роли лекций (только 7% отдает им предпочтение). Большая часть респондентов считает, что все виды занятий одинаково важны (58%). Подавляющее большинство студентов и преподавателей не удовлетворяют традиционные формы проведения экзаменов, не смотря на то, что больше 50% экзаменов принимаются именно в этой форме. Большинство опрошенных (73%) считает наиболее приемлемой рейтинговую систему или сдачу материала по блокам в течение семестра. Это очень близко, по сути, к тем формам, которые используются в зарубежной практике (например, кредиты в университетах Англии). Машинный контроль (15%), тестирование (11%) и устное выступление с презентацией (12%) не получили активной поддержки ни у студентов, ни у сотрудников. Низкая оценка последней формы связана, скорее всего, с редким использованием данного метода контроля знаний на факультете, который, тем ни менее, может быть рекомендован к использованию в элективных и спецкурсах.

Однако совершенствование только учебных форм образования не может дать существенных изменений в обеспечении качества образования, а может служить только базой для этого.  

Опросы учащихся средних школ показывают, что умением использовать полученные теоретические знания для решения конкретных проблем, они владеют довольно слабо. Аналогичная картина наблюдается и в студенческой среде. Выходом из сложившейся ситуации может стать, например, активное привлечение школьников к учебно-исследовательской, а студентов к научной и экспериментальной деятельности, которая позволит им на практике применить те теоретические знания, которые они приобретают в процессе обучения. Данная проблема не так проста в своем решении, как может показаться на первый взгляд, хотя достаточно очевидна. Для ее реализации на практике необходимо наличие ряда условий, в частности, материальной базы для выполнения исследований (особенно для химических и экологических специальностей), наличие заинтересованных преподавателей, которые сами активно занимаются данными проблемами и хотят, независимо от материального поощрения, организовывать исследовательскую деятельность студентов.

Согласно учебным планам начало научно-исследовательской работы приходится на 4-5 курсы. Опрос студентов показал, что многие из них готовы заниматься исследованиями уже с первого (37%) или второго (34%) курса. Реально картина следующая: на 1 курсе привлечено к научной работе только 4% (хотят - 58%), на 2 - 22% (хотят - 67%) и только на 3 курсе - 42% (хотят - 65%). На 4-5 курсах возможности и желания студентов практически совпадают. И студенты, и преподаватели считают, что инициатива должна в первую очередь исходить от самих студентов (43%), от преподавателей (46%). Работу под руководством старшекурсников приветствует только 19% респондентов. На практике студенты младших курсов не могут обратиться к преподавателям по ряду причин, а преподаватели не успевают или не хотят в силу высокой загруженности работать со студентами младших курсов, т.к. умения и навыки экспериментальной работы у них еще не высоки. В разрешении этой ситуации могут помочь студенческие научные общества. Опрос студентов и преподавателей химического факультета ТюмГУ показал, что 65% из них приветствовали бы создание такого общества на факультете; 64% отдали предпочтение созданию студенческой научно-исследовательской лаборатории; 42% опрошенных предпочли бы проведение регулярных научных семинаров по различной тематике, 17% высказались за создание факультатива по подготовке к олимпиадам.

С учетом мнения студентов и преподавателей на химическом факультете была создана и действует студенческая лаборатория экологических исследований, объединяющая в своем составе студентов 2-5 курсов. За небольшой срок существования (3 года) уже можно говорить о некоторых результатах ее деятельности. Студентами выполнен большой объем экспериментальных исследований по оценке экологического состояния различных объектов окружающей среды: загрязнение атмосферы (по результатам химического анализа снега, колец деревьев, верховых торфяников), водных объектов (изучено экологическое состояние большинства городских озер, озер Ишимского и Казанского районов). На основе полученных данных опубликованы тезисы, доклады и статьи. Студенты принимали участие в работе Международного форума «Аналитика и аналитики» (г. Воронеж), ежегодной Международной студенческой конференции по экологии (г. Новосибирск), Всероссийских студенческих конференциях (г.г. Красноярск, Екатеринбург), XVI Менделеевского конкурса (г. Уфа), федеральной школы-конференции по инновационному малому предпринимательству в приоритетных направлениях науки и высоких технологий (г. Москва), а также являются активными участниками ежегодной студенческой научной конференции в университете, представляя на секции «Химия окружающей среды» значительную часть докладов. Благодаря активной и теперь уже профессиональной деятельности студентов, в 2004 году факультетом был выигран гран Губернатора Тюменской области «Комплексная оценка экологического состояния г. Тюмени и прилегающих рекреационных окрестностей», в выполнении которого самое активное участие приняли студенты лаборатории.

Надо отметить, что совершенствование профессиональных навыков не является единственной целью и результатом деятельности студенческой лаборатории. Не менее важен и тот факт, что в процессе работы студенты старших курсов обучают и делятся опытом со студентами младших курсов, работая коллективно над решением конкретных проблем. Это развивает их педагогические навыки и формирует умение работать в коллективе. Кроме того, в связи с проведением ежегодного городского конкурса научно-исследовательских работ школьников «Экология жизненного пространства», студенты оказывали практическую помощь школьникам при выполнении химических исследований, обучая их методикам анализа. Эта деятельность является взаимовыгодной и для школьников и для студентов, а, кроме того, факультет привлекает к себе внимание потенциальных студентов. Не менее важным является и тот факт, что в процессе экологических исследований, которые по своей сути не являются узко дисциплинарными, студенты химического факультета активно сотрудничают со студентами других факультетов. Это также расширяет их кругозор и делает возможным комплексное рассмотрение экологических проблем, что практически затруднено в учебном процессе.

Таким образом, анализ сложившейся в настоящее время ситуации, позволяет сделать вывод о необходимости развития форм дополнительного образования в студенческой среде, что позволит им значительно повысить качество своего образования, и конкурентоспособность на рынке труда, после окончания вуза.

*Работа выполнена по программе гранта РГНФ № 04-06-00387; Благотворительного фонда развития г. Тюмени, именного фонда «НИККА»


Библиографическая ссылка

Шелпакова Н.А., Ларина Н.С. ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 11. – С. 44-46;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12105 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674