Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ДЛЯ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (ООПТ) В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СЕТИ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Сикорская Г.П.

Как известно, Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1972 г. К настоящему времени к ней присоединились более 180 государств мира. Сегодня список всемирного культурного и природного включает около 650 культурных, более 160 природных, а также природно-культурные объекты 138 стран мира разных регионов нашей планеты. В 1995 году в список Всемирного природного наследия впервые был включен природный комплекс России «Девственные леса Коми». К настоящему времени статус объектов Всемирного природного наследия в России имеют: озеро Байкал, вулканы Камчатки, природный комплекс «Золотые годы Алтая», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ-Алинь», остров Врангеля.

В 2000 году «Куршская коса» стала первым международным объектом в России (совместно с Литвой) ,получившим статус объекта всемирного наследия как «культурный ландшафт». Совместно с Монголией Россия также добилась включения в список природного наследия пограничную природную территорию - бассейн р. Убсунур.

Кроме того, по требованию Комитета всемирного наследия территории, претендующие на включение в список ЮНЕСКО, должны сначала быть внесены в национальный предварительный перечень объектов наследия. К настоящему времени в этом списке находятся природные комплексы России такие как «Плато Путорана», «Командорские острова», «Магаданский заповедник», «Степи Даурии».

Таким образом среди ООПТ, уже имеющих высокий статус биосферных заповедников, включенных решением ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов и осуществляющих глобальный экологический мониторинг, появляется сеть заповедных территорий, с новым статусом всемирного природного наследия. Дальнейшее развитие таких территорий потребует не только дополнительных организационно- правовых усилий по развитию заповедного дела в стане, но также дополнительных экономических, материально-технических ресурсов и очевидно, политических решений. Очевидно, появится и потребность в специалистах нового поколения, способных решать нестандартные и инновационные задачи в условиях нарастания экологических проблем, повсеместного усиления антропогенного прессинга на территории и, как ответная реакция, развитие заповедных территорий с целью сохранения природы мира не только для нынешних, но и будущих поколений.

В настоящее время, когда высшее профессиональное образование (ВПО) в России входит в мировое образовательное пространство на основе Болонских соглашений, появляются дополнительные возможности подготовки таких специалистов для сферы охраны окружающей среды и сохранения природного наследия. Как известно ГОС ВПО третьего поколения, разрабатываются с учетом Болонских соглашений и предусматривают двухуровневую структуру обучения студентов. На первом уровне дается широкое фундаментальное образование по направлению; выпускник ( бакалавр) получает диплом о высшем образовании и имеет определенный уровень профессиональных компетенций.

На базе широкой подготовки по направлению появляется возможность организации на втором уровне обучения - в магистратуре, готовить более узких специалистов, например, для территорий и объектов всемирного природного наследия. Если брать, например, образовательные программы бакалавров ГОС ВПО третьего поколения, то такими направ-лениями, могут быть: «Экология и природопользование», «Экология», «Защита окружающей среды», «Природопользование», «Охрана окружающей среды и природопользование». На базе бакалавриата этих направлений, возможно, подготовить магистров по организации работы сети ООПТ, в том числе природных комплексов, получающих статус всемирного природного наследия.

Магистерские программы могут предусматривать узкую специализацию обучающихся и быть направлены по содержанию на выполнение, например, социального заказа общества, определенной структуры государственного управления ООПТ или бизнеса, взаимодействующего с ООПТ в сфере охраны окружающей среды в области туризма и землепользования. Нами разработана маги-стерская программа с получением степени «магистр экологии». Такую углубленную профессиональную подготовку, можно органи-зовать на базе образовательных программ бакалавриата по направлениям экологии, природопользования, охраны окружающей среды и по смежным направлениям географии, биологии, физики, химии и др. Все перечисленные направления, дают студенту широкую фундаментальную подготовку в области состояния и охраны природных комплексов.

Предложенная специализированная образовательная программа подготовки магистра экологии рассчитана на два года обучения и включает необходимые компоненты, предусмотренные ГОС ВПО третьего поколения. Ее содержание в крупных дидактических и трудоемкость в кредитных единицах, представлены ниже. Следует сказать, что данная программа разработана для Уральского региона ( региональный компонент), что не противоречит общим нормативам ГОС ВПО, предусматривающем кроме, обязательных, дисциплины по выбору студента. Дисциплины по выбору студента могут отражать особенности территории и природных комплексов, получивших статус всемирного природного наследия.

Специализированная образовательная программа подготовки магистра экологии:

«Социально-экологический менеджмент в области природного наследия»

( Продолжительность обучения - 2 года)

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины -18 кредитов

Иностранные языки (два языка)

Экофилософия

Психология управления

Психология взаимодействия человека с окружающей средой

Экономика и экология: грани взаимодействия

Математические и естественные дисциплины - 6 кредитов

Математические методы в управлении ООПТ

Информационные технологии в управлении ООПТ

Общие профессиональные дисциплины - 6 кредитов (выбрать два предмета)

Проблемы сохранения биоразнообразия на Земле

Экология и Космос

Международные стандарты управления ООПТ

География и состояние заповедного дела России и за рубежом

Деятельность ЮНЕСКО по сохранению природного наследия планеты

Социально-экологическая характеристика объектов природного наследия , выделенных ЮНЭСКО

Специальные дисциплины- 90 кредитов

(15 дисциплин, в том числе 6 - по выбору)

  1. Социально-экологический менеджмент и маркетинг в ООПТ
  2. Правовое регулирование деятельности ООПТ
  3. Характеристика деятельности ООПТ разных форм и уровней заповедования
  4. ООПТ Урала и проблемы сохранения природного наследия
  5. Биохимические методы исследований природы ООПТ
  6. Физико-химические методы исследования природы ООПТ
  7. Методы оценки экологического риска ООПТ
  8. Социальное партнерство в сохранении природного наследия Урала
  9. Диверсификация деятельности ООПТ и фандрайзинг
  10. Основы экологического туризма на территориях ООПТ
  11. Менеджмент экскурсионно - туристической деятельности в ООПТ
  12. Красная Книга субъектов РФ ( в т.ч. Урала)
  13. Летопись природы заповедника
  14. Экологическое просвещение и образование в ООПТ
  15. Прогнозирование развития сети ООПТ ( в т.ч. на Урале).

Научно-исследовательские дисциплины - 45 кредитов

Научно-педагогическая практика

Магистерская диссертация

Как известно, список утвержденных магистерских программ ГОС ВПО второго поколения по направлению «Экология и природопользование» включал менее 20 специализированных образовательных программ. Чаще всего они углубляли один из предметных блоков программы подготовки бакалавра. Например, были утверждены магистерские программы: «Общая экология», «Геоэкология», «Экономика природопользования», «Природное и культурное наследие» и др. При сохранении их актуальности для подготовки магистров по направлению «Экология и природопользование», этот перечень не охватывает новые направления в сфере экологии и природопользования ( в их широком понимании). Появляется необходимость образовательных программ нового поколения, учитывающих развитие специальных направлений научного, технического и прикладного характера в области природного наследия. Мотивацией для разработки таких программ является также растущее глобальное осознание ответственности по сохранению уникальных природных комплексов природы на планете. Программа, которую мы предлагаем, построена на концепции интеграции естественных, технических, гуманитарных знаний и практик. Кроме того, она включает новые компетенции выпускника магистратуры. К таковым мы относим комплекс управленческих, коммуникативных и психологических компетенций, которые необходимы специалистам для развития нового типа ООПТ - объектов природного наследия. Считаем также необходимым, выделить специальное направление ГОС ВПО подготовки магистра - «экология», с присвоением степени - «магистр экологии», что позволит более адекватно реагировать на запросы развивающейся теории и практики всемирного природного наследия. Подготовку магистров экологии могли бы взять на себя вузы, расположенные в крупных научно-производственных центрах, занимающихся исследованием теории и практики в области управления, сохранения и развития социоприродных комплексов, имеющих известные научные школы в области экологии. К таковым мы относим уральские университеты и Уральское отделение Российской академии наук.

Библиографическая ссылка

Сикорская Г.П. ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ДЛЯ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (ООПТ) В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СЕТИ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 111-113;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12012 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674