Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Бакиева А.А.

Государственные гарантии рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. В соответствии с разработанными условиями эти гарантии не будут охватывать всей суммы риска, но в отношении определенной части его предусматривается возврат ресурсов в случае срыва высокоэффективного инвестиционного проекта прошедшего сертификацию, по не зависящим от инвестора причинам. Инвестор, в свою очередь, должен представить встречные гарантии обязательства, включая залоговые. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня. Однако такое стимулирование инвестиционной активности со стороны РФ нашло отражение лишь на международном уровне.

Важное значение имеет такой инструмент государственной поддержки инвесторов, как бюджет развития. В нем сосредоточена только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для выполнения государством социальных обязательств, строительство социально значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически сложных систем (атомные электростанции, аэронавигация и т. п.), обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:

  • использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;
  • отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего бюджета;
  • гарантирование непрерывности финансирования;
  • создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвестором в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления бюджетом развития собственными средствами.

Источники формирования бюджета развития:

  • связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ. При связанном кредитовании государство не переводит заемщику бюджетные средства, а оплачивает товары и услуги, требуемые для реализации проекта, на условиях тендера среди поставщиков;
  • средства из источников внутреннего заимствования на инвестиционные цели.

Эффективность средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов и надежностью вложения финансовых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа проектного финансирования.

Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Проводимая государством политика по внедрению бюджета развития и последовательное снижение ставки банковского кредита позволяют обеспечить рост инвестиций в реальном секторе экономики [1].

Бюджет развития - это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ; экономическая система постоянного действия, построенная на систематическом возобновлении кредитных ресурсов [2]. Бюджет развития предполагает объемы и направления инвестиций, обеспечивающие стабильное формирование и расходование федерального бюджета без превышения долговых обязательств над финансовыми возможностями страны.

Объемы бюджета развития определяются Правительством РФ, исходя из потребностей в инвестициях. Бюджет развития и инвестиционная программа рассматриваются Федеральной инвестиционной комиссией и утверждаются ежегодно.

Поддержка со стороны государства может быть оказана российским инвесторам, каждый из которых вкладывает в свой проект собственные средства в денежной форме в размере, как минимум, 20% стоимости проекта. Государство может либо предоставить такому инвестору (по его выбору) кредит по льготной процентной ставке, либо выкупить у него соответствующую часть пакета акций. Размер такой поддержки - от 50% для проектов, реализующих патенты российского происхождения, правом пользования которых обладают российские инвесторы, до 20% для обычных             проектов [3].

Принципиальная особенность бюджета развития как источника финансирования капиталовложений в том, что формирование его доходной части не зависит от сбора налогов в силу ее привязки к долговым инструментам правительства. Такого рода займы будут выплачены с доходов от проектов, на финансирование которых они пойдут, и не станут бременем для будущих поколений.

Закрепление за бюджетом развития строго определенных источников доходов позволяет сделать независимым поступление средств в бюджет развития от успеха или неуспеха в сборе налогов и обязательных платежей, исключить расходную часть бюджета развития из секвестра, что повышает надежность непрерывного финансирования проектов, отобранных по конкурсу.

Существенное новшество бюджета развития - механизм гарантий, устраняющий одно из серьезных препятствий для получения долгосрочных кредитов - отсутствие высоколиквидного обеспечения. Для резкого снижения инвестиционных рисков, связанных с вложением крупных средств на длительный срок, государство предоставляет кредитору, вкладывающему в инвестиционный проект 20% средств в денежной форме, гарантию возврата кредитору до 40% не выплаченного ему основного долга [3].

Реализация бюджета развития в экономических системах различного уровня позволит повысить инвестиционную привлекательность экономических систем, увеличить приток капитала в них, что будет способствовать экономическому росту системы, и  значит, увеличению благосостояния отдельных граждан.

Развитие реального сектора экономики требует не только краткосрочных, но и долгосрочных вложений, невозможных без законодательства, определяющего национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующего принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.

Однако разные реципиенты инвестиций (государственные и частные предприятия), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные цели и способы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал реципиента) - все это затрудняет создание режима инвестиций с помощью однородных правовых механизмов, т. е. в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняются многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиционный процесс.

Существующее законодательство, определяющее правовой режим инвестиционного процесса - один из важнейших факторов активизации инвестиционной деятельности. Правовую базу деятельности хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере обеспечивает государство. Оно в лице его органов:

  • разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в стране и ставящие субъекты инвестиционного процесса в равные условия;
  • определяет права и формы собственности, правила ведения инвестиционной деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, предупреждает злоупотребления на инвестиционном рынке, обеспечивает защиту инвесторов;
  • определяет условия инвестиционной деятельности, но и защищает их, предоставляя такую защиту через суд. Если один из субъектов инвестиционного процесса нарушает контракт, то другой должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

Определение и защита правил инвестиционной деятельности - это не только право, но и обязанность государства. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, предупреждающие злоупотребление, обеспечивающие защиту инвесторам, принимающие действенные меры к нарушителям [4].

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа инвестиционной деятельности - целостная система взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного регулирования инвестиционного процесса. Хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность формирующихся инвестиционных институтов, содержать правовые основы по защите прав инвесторов.

Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на инвестиционную деятельность, формируя у инвесторов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Обеспечение правовой базы инвестиционного процесса реализуется путем контроля за применением действующего законодательства и внесения в него частичных корректировок. Но прежде чем вносить коррективы в правовые нормы инвестирования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм и правил, что особенно важно для России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валлиуллин Х., Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект // Пробл.прогнозирования. - М., 2004. - Вып.1. - С.157.
  2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции / Гос.ком.Рос. - М.: Б.и., 2002. - С.98.
  3. Горшенина Н.С., Анчиков Э.В. Управление инвестициями. - М.: Изд-во МГУЛ, 2003, С. 35.
  4. Логинов Е.Л. Региональные производственные комплексы и иностранные инвестиции. - М.: Юнити, Закон и право, 2004. - С. 120.

Библиографическая ссылка

Бакиева А.А. БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 84-86;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11797 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674