Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Дохова В.В.
Обеспечение экологической безопасности населения напрямую зависит от осознания ими своего влияния на окружающую среду и масштабов реактивности природы на такое вторжение. Поэтому очень важно при разработке новейших технологий просчитывать степень риска ответной реакции природных объектов. Любое изменение системы жизнедеятельности результат синергетического воздействия различных факторов, вызывающих, прежде всего изменение социоэкологических условий. При этом человек и все общество в целом становится вынужденным адаптироваться к изменившимся условиям, независимо от того, полезно это им или нет. Поэтому фактор риска и в целом продуктивность синергетического воздействия напрямую зависит от уровня экологической культуры населения того или иного региона, и, прежде всего, от устойчивости системных механизмов, регулирующих экологизацию общества.

В начале ХХ века американским экологом В. Е. Шелфордом (1913) было выдвинуто правило, которое определяет «экологический стандарт» вида или популяции и обусловливает диапазон толерантности к жизненно важным системам природы. В ХХ1 веке это понятие стало особо актуальным в связи с глобализационными процессами, происходящими во всех сферах жизнеобеспечения общества для выживания человека не просто как биологического вида, но и как самого совершенного субъекта природы. В поисках путей совершенствования общества, мы обратились к историческим материалам, описывающим жизнь северокавказского сообщества. Исследования показали, что суровые природные условия проживания способствовали выработке у народов Северного Кавказа толерантности и высокого нравственного потенциала, без которого просто выжить в горных условиях было невозможно. С другой стороны, сама удивительная как по красоте, так и по характеру выражения воздействия на человека природа способствовала развитию у населения на протяжении многих веков черты глубокого почитания флоры и фауны, и в целом окружающей среды. Таким образом, горцы Северного Кавказа с малых лет получали традиционное экологическое воспитание, ядром которого было познание природы и самосовершенствование как два равных компонента этого процесса, что в зрелом возрасте помогало им чувствовать себя рыцарями природы. Такое взаимодействие с окружающей средой, где человек был наравне с природными объектами, давало ему возможность гармонично сосуществовать с ней и придавало ему уверенность в себе.

Ряд войн, происходивших на Северном Кавказе в конце ХУ111- Х1Х в, а затем и их последствия ярко отобразили степень изменения экологической культуры горцев в этот период, что было запечатлено в записях путешественников и исследователей Северного Кавказа. А реформы проведенные царизмом в середине Х1Х века, свели, практически на нет традиционную культуру горцев, резко изменив экологическое сознание народов, проживающих на этой территории. С тех пор прошло много времени, произошли коренные изменения, как в культуре, так и в образовании горских народов, однако до той экологической культуры, которая была описана многими путешественниками, исследователями, да и самими воевавшими на Северном Кавказе еще очень далеко.

В чем причина упадка кавказской цивилизации и что происходит в настоящее время? Использование современных информационных технологий позволили аккумулировать новые достижения различных наук для объяснения многих исторических явлений и процессов, происходивших в ушедшие века. Технологический прогресс, поставил человека как бы выше природных объектов, казалось бы, что индивид должен чувствовать себя сильнее, но в действительности он стал бессилен перед самим собой. Регулируя природные процессы, он потерял возможность регулировать самого себя как сложную систему, как субъект природы. «Развивая технику,- писал В.Вернадский, - человек не покушался на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого, как есть, ограниченным и физически и умственно»(1930). При таких условиях, никакие экологические законы, ограничения, правила, не помогут человеку в трудовой деятельности, если он с детства не будет обучен уважать себя, чувствовать свою силу и уверенность, прислушиваться к себе, познавать себя также как познает окружающий мир. Народная кавказская, традиционная педагогика была сильным регулирующим механизмом в деле конструирования горского человека, как равного природного субъекта. В конце Х1Х-первой половине ХХ века просветители Северного Кавказа сделали попытку повысить эколого-образовательный уровень народа и нравственное усовершенствование путем возрождения исторически сложившейся традиционной культуры горцев, но она не смогла образовать в условиях российской политики тех времен самостоятельного сильного течения и со временем и вовсе растворилась в национальных культурах.

Следует признать и тот факт, что природные объекты и человек как системы окружающей среды не адекватны друг другу, что, безусловно, вызывает противоречия между ними. Выход из такой ситуации в развитии адаптатационных технологий совершенствования и развития экологической культуры общества на основе традиционных культур, что создаст возможность гармоничного сосуществования природы и общества и обеспечит экологическую безопасность человека.


Библиографическая ссылка

Дохова В.В. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 6. – С. 27-28;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10515 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674