Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS, SPEECH THERAPISTS, WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Kudarinova A.S. 1 Ashimhanova G.S. 1 Tebenova K.S. 1 Tuganbekova K.M. 1 Sadvakasova N.A. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Е.A. Buketov Raraganda State Universiny»
2441 KB
In this paper we refer to the analysis of theoretical publications and observations of practitioners, which allows you to say that in recent years there have been both quantitative and qualitative changes in the contingent of younger schoolboys with the general underdevelopment of speech of students in secondary schools. Many celebrated more pronounced manifestation of specific features in the areas of cognitive and personality to be considered a speech therapist working with children. The formation of professional and personal competence of the teacher, a speech therapist helps conduct practical training, seminars and trainings, research work of students, speech therapists. Conducting training sessions with specialists schools in processes that use which would be formed practical skills necessary for the correctional and speech therapy work with this category of children, the active participation of primary school teachers in seminars speech therapists.
professional and personal competence
dizorfografiya
junior high school students
spelling
problems underachievement
operations analysis and synthesis

Реализация идеи Концепции образования Республики Казахстан «формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессиналов с этически ответственным отношением к миру» невозможна без педагога, который бы мог обеспечить такой уровень подготовки учащихся к жизни.

Компетентного ученика, конкурентноспособного в современных социокультурных условиях ученика, может подготовить лишь высокопрофессиональный педагог, чья педагогическая компетентность определяется методологическим уровнем, достаточным для самостоятельного и прикладного характера.

Исходя из логики образования, ориентированного на результат и формирование ключевых компетенций, современные требования к образованию определяют и требования к компетентности педагога. В работе с детьми с нарушениями речи нужен педагог, не только обладающий психолого-педагогическими и другими широкого спектра знаниями, умениями и навыками, но и способный реализовать и реализующий их в работе с детьми, педагог, имеющий внутреннюю мотивацию к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, относящийся к профессии учителя как к ценности, обладающий творческим потенциалом саморазвития, способный выходить за рамки предмета своей профессии.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном работать с различными категориями детей (дети с отклонениями в развитии, одаренные дети, дети-представители различных этнических субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатической, социокультурной, индивидуально-личностной [114].

Анализ теоретических публикаций и наблюдений практикующих специалистов позволяет говорить о том, что в последние годы происходят как количественные, так и качественные изменения контингента младших школьников с общим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательных школах. Рядом авторов (Т.А. Емелина, О.А. Кашина, Н.А. Румега отмечается, что нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребенка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения, у детей с речевой патологией и определяя их патогенез в каждом отдельном случае, можно прогнозировать систему логопедического воздействия на ребенка.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи педагогической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

По данным авторов, число учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, увеличивается и составляет сейчас 30 % от числа детей с трудностями в обучении. В анамнезе детей при глубоком обследовании всегда выявляются патологические факторы, воздействующие на организм ребенка в пренатальный, натальный и постнатальный период. Отмечается тяжелая беременность матери с токсикозом, осложненные роды с травмами и асфиксией, недоношенность, тяжелые заболевания детей на первом году жизни, травмы черепа, ушибы головы, которым мать обычно не придает особого значения. К ним относится группа детей с речевой патологией, обусловленной соматической ослабленностью, физическим инфантилизмом и тех, у которых были выявлены различные неврологические нарушения.

У многих отмечается все более выраженное проявление специфических особенностей в познавательной и личностной сферах, которые необходимо учитывать логопеду в работе с детьми.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть знаниями в области педагогики и смежных с нею наук, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовывать деятельность учащихся-логопатов, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. В связи с этим особую актуальность принимает вопрос подготовки будущих логопедов, которые смогут организовать свою деятельность в контексте грамотной коррекции речи и саморазвития.

С позиции компетентностного подхода в модели профессионализма современного учителя, который работает с детьми с нарушениями речи, на наш взгляд, должны быть представлены:

– педагогическая компетентность – высокая общая и нравственно-эстетическая культура, педагогический гуманизм, коммуникабельность; педагогическая интуиция, эмоциональная устоичивость и др.;

– методологическая компетентность – понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательного процесса;

– инструментальная компетентность – владение дифференцированными педагогическими технологиями, представление о методах и средствах профилактики, устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых;

– интегральная компетентность – умение сочетать теорию и практику, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности;

– коммуникативная компетентность – владение навыками межличностного взаимодействия, соблюдение социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.

Ведущими в реабилитации детей с нарушениями речи являются:

● личностно ориентированное взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса на интегративной основе;

● индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности; учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;

● интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей и педагогов.

Специалисты, работающие в тесной взаимосвязи с логопедом, который является организатором и координатором всей коррекционно-логопедической работы, должны владеть не только теоретическими знаниями о тех или иных речевых нарушениях. В то же время учитель должен реализовать данную связь на практике, сочетая самые передовые методы обучения и воспитания.

Взаимосвязь логопеда с педагогами и родителями заключается в логопедизации режимных моментов и уроков, создании речевой среды дома.

Учителя и родители закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, например, игровую, трудовую, учебную деятельность, в содержание других занятий, а также и в режимные моменты.

Заметно возросло число школьников, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии.

Школьники с дизорфографией знают правила, однако, испытывают серьезные трудности при пересказывании правил правописания своими словами, при их обобщении и аргументации своих ответов.

Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.

Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированных когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения [80, 85, 104].

В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированность лексики (обьёма словаря, точности понимания и употребения слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.

В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками [54, 52, 51, 40]. Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития [57, 61].

В связи с увеличением числа детей с нарушениями письма и усложнением структуры речевого расстройства проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования Республики Казахстан является развитие методической работы на новой методологической основе.

Формированию профессионально-личностной компетентности учителя-логопеда способствует проведение производственной практики, обучающих семинаров и тренингов, научно-исследовательская работа студентов-логопедов, проведение тренингов с участием специалистов школ, в процессе которых формировались бы практические умения, необходимые для коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, активное участие учителей начальных классов в работе семинаров логопедов. Такие мероприятия способствуют овладению учителями некоторыми методами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики учащихся с дизорфографией.

Результаты этой многоплановой работы будут способствовать приращению профессиональной компетентности учителей-логопедов. Профессиональная деятельность учителя-логопеда, работающего с детьми с нарушениями речи, отличается выраженной социальной направленностью, учитывая важнейшее значение полноценной речи для психического развития ребенка, формирования его личности, социализации, а также принимая во внимание тенденцию к постоянному росту численности детей с речевыми отклонениями.