Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FOREIGN EXPERIENCE OF TAXATION SMALL BUSINESS

Lelikova N.A. 1 Konvisarova E.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
2469 KB
This article reveals the story of a small business. Quantitative analysis of small enterprises, micro-enterprises and individual entrepreneurs. Modern trends of development of small business in crisis.
taxation
small business
entrepreneurship
laws

Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое предпринимательство является в настоящее время одной из ключевых движущих сил регионов России. При этом, ситуация в малом предпринимательстве определилась двумя основными аспектами. С одной стороны, существенно увеличивалось количество малых предприятий, численность работников, возрастали объемы производства. С другой стороны, роль и место малого предпринимательства явно недостаточны, что отмечается в решениях правительства по ускорению развития этого сектора экономики. Так в сравнении с зарубежными странами доля продукции, произведенной малыми предприятиями в нашей стране пока мала.

Неоспоримым достоинством малых предприятий является быстрая адаптация к изменяющимся рыночным условиям за счет короткого технологического цикла и упрощенной структуры управления, обеспечивающих оперативное принятие решений и экономию на накладных расходах.

Еще во времена Киевской Руси в России появилось предпринимательство, торговля и промыслы. Первыми предпринимателями были торговцы и купцы. Во времена Петра I (1689-1725) предпринимательство процветало.

Замедление развития предпринимательства во время крепостного права сменилось бурным его развитием после проведенной реформы 1861 года. Предприниматели строили железные дороги, модернизировали тяжелую промышленность, вели акционерную деятельность. В развитии и переустройстве промышленности активно участвовал иностранный капитал.

Предпринимательство в России окончательно сформировавшись в 1890-е годы, в начале XX в., стало массовым. Был сформирован рынок рабочей силы, появилась акционерно-паевая форма предпринимательства, частные акционерные банки. В начале XX в. в России 2/3 всей продукции выпускаемой промышленностью производилось предпринимателями (акционерными, паевыми и другими коллективными формами предпринимательства).

После Февральской и Октябрьской революций в России все было направлено на уход от рыночных отношений: национализированы крупные предприятия, экспроприировано имущество всех предпринимателей.

Во времена НЭП (новой экономической политики), в 1921-1926 гг., предпринимательство стало оживать, но с конца 1920-х вновь было свернуто.

В 80-е годы 20 века, когда начали происходить значительные преобразования в политике и экономике, появилась возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью [1]. Были разработаны и утверждены такие законы, как:

• «Об индивидуальной трудовой деятельности» 1986 года, в котором утверждены основные принципы функционирования малого предпринимательства в СССР;

• «О кооперации» 1988 года , в котором разработаны условия для развития и работы предприятий кооперативной формы собственности;

• «Об организации деятельности малых предприятий» 1988 года, в котором утвержден упрощённый процесс создания и регистрации малых предприятий. Малые предприятия получили статус юридических лиц;

В СССР начали появляться кооперативы, объединения, союзы, создавались ассоциации участников кооперативного движения. В начале 90-х годов число малых предпринимателей значительно увеличилось. Происходило накопление и перераспределение капитала. Началась приватизация государственных предприятий, которая усилила положение предпринимательства в стране.

Период с 1991 по 1995 год становится временем широкого распространения и динамичного развития предпринимательства в России. Изданы новые законы, увеличивающие возможности предпринимателей и усиливающие правовую основу малого бизнеса:

• Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.06.1991 г.;

• Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию МП в РФ» от 11.05.1993 г.;

• Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.;

• Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП» от 08.12.1995 г.

Нормативное регулирование малого предпринимательства упорядочивает процесс создания организаций такого рода. Устанавливаются критерии малых и крупных предприятий в зависимости от: размера, численности работников, объёма производства и стоимости основных фондов. Появляются предприятия, предоставляющие малым предприятиям информационные, консультационные, финансовые и образовательные услуги. С 1995 года количество малых предприятий остаётся примерно на одном уровне.

Ситуация поменялась во время кризиса 1998 года, от которого малый бизнес долгое время не мог оправиться. В это время требования к малым предприятиям ужесточаются. Теперь необходимо для регистрации предприятия посещение фондов (пенсионного, социального страхования и т.д.) В итоге количество малых предприятий значительно снизилось.

• Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. принята Государственной Думой 16 июля 1998 года.;

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Только к началу 2000 года оно приблизилось к показателям1994 года.

Сегодня, ситуация с малым предпринимательством в стране улучшилась, но уровень развития малого бизнеса в России нельзя назвать идеальным. Снизилось количество малых предприятий в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 8 532. Количество индивидуальных предпринимателей так же снизилось на 103 300 (таблица).

Количественные показатели современного развития малого предпринимательства [2]

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Малых предприятий (без микро)

242677

243069

234537

Микропредприятий

1593765

1759973

1828589

Индивидуальных предпринимателей

2505100

2602300

2499000

Многие малые и средние предприятия в условиях настоящего финансового и политического кризиса оказались на грани выживания, часть компаний уже прекратило свое существование. Но, в данных условиях, многие работники средних и крупных корпораций, оказавшись без рабочих мест, создают собственные проекты, что должно привести к созданию новых микро- и малых предприятий, в первую очередь, предприятий сферы услуг: автомоек, прачечных, салонов красоты и т. п. Новые возможности для малого бизнеса должно принести импортозамещение.

Однако преодоление кризисных явлений в экономике требует существенных мер государственного регулирования, в том числе в налоговой политике. [3, с. 10]

В условиях сегодняшнего кризиса необходимо снижать налоговую нагрузку на малый бизнес, стимулировать развитие производства и расширение организаций.

Необходимо стабилизировать действующую систему налогообложения.

Налогообложение малого бизнеса нуждается в упрощении, отходу от сложных и трудоемких налоговых схем. Чем проще исчисление налогов, тем меньше налоговых правонарушений.

И как показала история – внимание со стороны государства дает положительные результаты в развитии малого бизнеса.