Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

1
1

Детский рисунок поражает нас своей неожиданностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. Рисование для ребенка не только забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развивать и закреплять в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник, в широком смысле этого слова – это тот, который умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать; которому открыта красота окружающего мира гармония и совершенство природы и искусства.

Задача учителя – сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Есть мнение, что для восприятия и оценки картины не требуется или почти не требуется подготовки. Произведения изобразительного искусства наглядны, и не составляет, казалось бы, большого труда, окинув их взглядом, сделать моментальное заключение: «хорошо – плохо», «похожие – непохожие», «нравится – не нравится». Но не каждый возьмется оценить, например, музыкальное произведение. Здесь нужны знания, подготовка. Знание и подготовка необходимы для восприятия и для понимания произведений изобразительного искусства. В школе учитель много времени затрачивает на развитие художественного вкуса не только с помощью живописи, но и серией искусствоведческих бесед, музыкой и литературой.

Изобразительная деятельность играет большую роль в нравственном становлении ребенка, в его эстетическом и умственном развитии. Уроки изобразительной деятельности развивают память, внимание, учат думать, анализировать, соизмерять, сравнивать. А сколько ребенок должен проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить «произведение» и убедиться, что все получилось так, как он хотел. Умение критически оценивать свои рисунки сразу не дается начинающему «художнику». Здесь происходит внутренняя работа. А это очень важно для развития личности ребенка.

Искусство ассоциативно. Художник только изображает на холсте или бумаге море, цветы, фрукты. Их нельзя потрогать, попробовать, понюхать, но зритель, глядя на эти картины, представляет себе и шум моря, и аромат цветов, и вкус фруктов. В этом ему помогает литература и музыка. Ребенок воспринимает искусство, ориентируясь на свои знания и опыт. Ассоциация, применительно к психологии восприятия искусства, означает обусловленную предшествующим опытом связь представлений и ощущений.

Расширить ассоциативный мир ребенка, а значит и его чувственный опыт, помогают уроки изобразительной деятельности, литературы, истории и музыки. Все эти уроки находятся в тесной связи, дополняя один другим.

Знакомя детей с миром вещей и явлений, необходимо учитывать особенности ребенка. И тут рисунки могут многое рассказать о самом ребенке, о его характере – аккуратен ли он, трудолюбив, фантазер или равнодушный исполнитель; о его пристрастиях – что он любит, как относится ко многим жизненным явлениям, к окружающим его людям.

Знания, полученные на уроках изобразительного искусства, заставляют ребенка мыслить активно и самостоятельно. Уроки помогают развивать творческую инициативу, пробудить желание к самостоятельной работе, дают необходимый объем знаний по искусству и технике рисования. Они помогают воспитывать в растущем человеке способности образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение; учат чувствовать и удивляться, а значит, и познавать окружающий мир. Все эти качества пригодятся школьнику в будущем в любой сфере его деятельности.

Каждое искусство самоценно, оно говорит о своем на своем собственном языке, оно никогда не вторгается во владение другого искусства, но дополняет его. Много общего можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты художники: тональность, колорит, красочность полотен и музыкальных сочинений, музыкальных фраз. Искусство присутствует в мире, как мудрый наставник. Оно тесно связано с окружающей жизнью, воспринимает её будни и праздники, времена года, характер и облик людей, цвета и очертания, .рассказывает детям о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей, оно хранит память об ушедших временах, знакомит со своеобразием костюмов и причёсок людей разных стран и эпох

Портреты Григория Островского. 18 век.

О лики странные, носители морщин,

Высоких лбов и ртов продолговатых,

О лики строгих дам и ветренных мужчин,

Премудрых отроков и стариков придурковатых.

О лики бледные, любителей румян,

Ценителей мехов, железа и рогожи -

Звучанье шпор, бряцание стремян,

...Скрипение диванной кожи!...

Изгибы рта, с напудренной щеки

Спадает выраженье спеси,

Дрожит рука на золотом эфесе,

Мерцают вороненые курки...

Спадают парики – меняется обличье,

Охотничий рожок становится трубой...

И видно все печальное различье

Меж ими и тобой. М. Поздняев.

В разные исторические периоды по-разному озвучивали свои полотна художники. Если сторонники классицизма воспроизводили аллегорические картины, иносказательно говоря о роли музыки и поэзии в жизни людей, то романтики внесли в свои живописные полотна саму стихию этих искусств, преображающую мир.

Портрет.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана.

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полу восторг, полу испуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье сметных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза. Н. Заболотский

Мелодия обычно вызывает у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее реальные картины из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна написанного им, как бы звучит мелодия. Поэтому продуктивны уроки, на которых ребёнок выполняет рисунок по впечатлению от музыкального произведения, т.е. он переносит на лист в цвете и графике те зрительные образы, которые возникли под впечатлением данного музыкального фрагмента. На этих уроках решаются буквально все развивающие задачи.

Ударит ветер по стозвонной меди,

И скорбно прозвучит за нотой нота.

Как будто «Лес» Чюрлениса с листа

В лесу играет вдохновенный кто-то. Э. Межелайтис.

Картины кажутся музыкой, прикрепленной красками и лаками к холсту. Природа живет в единстве искусств, во всей своей неповторимости, изменчивости, немеркнущей красоте.

Музыкальные пейзажи писали многие русские художники. Репродукции с их картин широко используются на уроках рисования в школах. Поэтические стоки, сопровождающие показ живописи ярче раскрывает замысел художника, они застывшая комбинация красок, помогают юным зрителям понять и прочувствовать картину.

Темный ельник снегами, как мохом

Опушили седые морозы.

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,

И меж ними на снежное лоно

Точно сквозь серебро кружевное

Полный месяц глядит с небосклона. И. Бунин.

Каждая строка литературного произведения, будь это поэзия или проза, рисуют свой самостоятельный образ, а строки соединённые в некоторый текст образуют единую картину. Поэты и писатели могут выразить словами почти любой психологический нюанс, любое чувство и захватить читателя великолепным образным словом.

Например, во время рисования натюрморта необходимо не только соблюсти все правила изображения предметов, но и создать настроение, чтобы ребёнок чувствовал в своей работе гармонию, вкладывал бы в её изображение частичку своей души. И тут поэзия, порой, творит чудеса, создавая удивительные выразительные и музыкальные образы.

Завтрак.

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьётся впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И всё содержится в порядке

И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино,

И на салфетку не пролито,

Но нет кистей и нет палитры

И нет художника давно.

И кто ответит почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему. А. Векслер.

Живопись, литература, и музыка охотно помогают друг другу. Исторические данные, дополняющие материалы уроков рисования, в соединении с образным эмоциональным восприятием зрительного, художественного и музыкального ряда помогают учащимся сформировать в своём воображении художественный образ определённой эпохи, понять поэзию костюмов и причёсок людей того времени, лучше понять образ жизни различных исторических времён. В этом случае рисунок получается более точным, эмоционально окрашенным, дополненным конкретными историческими данными, на которые ребёнок может опираться в процессе творчества. Например, в процессе урока по знакомству с крестово-купольной архитектурой Древней Руси рассматривается церковь Покрова на р. Нерли. В процессе урока дети узнают, как был убит князь Андрей Боголюбский в своём дворце в местечке Боголюбово. Детям демонстрируется таблица реконструкции церкви, какой она была в те времена. И для ребят эта работа уже не становится технической с передачей пропорций и внешнего вида церкви, они уже чувствуют веяние эпохи, эта тема становится им понятнее и ближе, т.к. не найдётся ни одного человека в классе, кто не сопереживал бы князю Андрею в тех трагических событиях.

Единство искусств и науки вызывает особое субъективное психологическое эмоциональное состояние у детей, называемое – эмоциями. Эмоции выражаются у детей посредством переживаний, приятных или неприятных ощущений, отношения ребёнка к миру и людям, которое создаётся на уроке посредством использования данной технологии. Поскольку эмоции носят врождённый рефлекторный характер, то, опираясь на них, можно создавать необходимый фон на уроке, который поможет ребёнку полнее раскрыть себя в творчестве. Так же технология способствует развитию творческих способностей у детей. Способности – это развитые задатки. Задатки можно развивать. Для каждых способностей развитие задатков происходит в свой возрастной период. Вычислить задатки практически невозможно. Вычисляются наклонности ребёнка, которые обуславливаются (объясняются) его интересом. Любая деятельность, которая будет интересна, не кажется трудной.

Технология помогает развивать у ребёнка внимание. Внимание – способность концентрировать своё сознание на определённых объектах или явлениях, на определённом материале. Внимание – это база памяти. Непроизвольное внимание характерно для правополушарных детей, а у левополушарных ребят оно произвольное. Технология активизирует оба полушария головного мозга у ребёнка в процессе урока.

Технология развивает память ребёнка. Она является не только важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности, обеспечивающей его единство и целостность, но и неотъемлемой частью культуры человека. Память состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения или же забывания информации. В основе памяти лежат ассоциации. Ассоциации могут возникать по аналогии и по контрасту. Ассоциации по контрасту самые крепкие, и запоминаются лучше. Чем больше ассоциация вызывает эмоций у ребёнка (положительных или отрицательных), тем лучше происходит запоминание информации. Сложные смысловые ассоциации – это основа знаний ребёнка. Ассоциации возникают сразу на сильном эмоциональном фоне, который создает музыкальный, художественный, литературный или исторический ряд, используемый на уроке в различных комбинациях, в единстве или отдельно друг от друга. Поэтому данная технология, создавая сильную эмоциональную окраску, помогает запоминать и сохранять полученный материал в памяти, а также припомнить его в нужный момент на других уроках или же вызвать припоминание ранее полученной информации н уроке рисования с целью использовать её в своей работе. Интересно, необычно поданный материал урока, способствует его запоминанию. У левополушарных детей память произвольная, логическая, у правополушарных детей – память непроизвольная, эмоциональная, образная.

Технология развивает практическое мышление: наглядно – действенное мышление на базе механической памяти; наглядно-образное мышление на базе кратковременной памяти; и теоретическое мышление: теоретически – образное связанное с долговременной памятью, с воссоздающим воображением (используя творческие работы по поэтическому, музыкальному произведению, по литературным или историческим описаниям). Интуитивное мышление преобладает у детей с доминированием правого полушария у ребят, более творческих. Мыслительный тип мышления, основанный на рационализме, логике развит у ребят левополушарных. Наглядно-образному мышлению свойственно воображение. Оно связано с восприятием реальности с добавлением элементов фантазии, т.е. образам воображения не соответствующим реальности. Поскольку воображение зависит от эмоциональной сферы, которая окружает ребёнка на уроке, то технология, создающая положительный эмоциональный настрой, способствует развитию активного, продуктивного, художественного и воссоздающего воображения. Она побуждает ребёнка к действию, тем самым создаёт у ребёнка мотивацию творчества. Мотивация – совокупность причин психического характера, которые объясняют поведение ребёнка.(начало поведения, его направленность и активность). Побудительные причины творческой деятельности могут быть у ребёнка различны. Поскольку деятельность всегда подчиняется определённой цели, то осознание цели своей творческой деятельности на уроке – это осознанный мотив для ребёнка. Так как все ребята в классе делятся на левополушарных и правополушарных, то задача учителя активизировать деятельность всех полушарий головного мозга у детей, вызвать интерес к предмету и желание работать. В процессе урока учитель даёт определённое задание, погружает в тему урока – здесь задействуется левое полушарие ребёнка, создавая определённые образы, учитель переключает деятельность мозга на правое полушарие, закрепляя возникший образ конкретными историческими данными, учитель постановкой задачи переключает деятельность мозга на левое полушарие, музыка закрепляет полученные эмоциональные образы работой правого полушария. Тем самым через эмоциональное взаимодействие происходит межполушарное взаимодействие у ребёнка, что способствует гармонизации эмоционально-волевой сферы творческой деятельности.

Технология формирования художественного образа посредством взаимодействия искусств и науки учитывает межпредметные связи и направлена на гармонизацию эмоционально-волевой среды. В ней используется связь уроков литературы, музыки, истории, живописи, тем самым происходит сгармонизированность школьной программы по изобразительному искусству в каждом из классов средней школы. Технология использует поэтапный подход к использованию методов воздействия на ребёнка, вызывая интерес к уроку в целом и отдельным его темам, развивающая способности, внимание, память, мышление и воображение.

В живописи, литературе и музыке, истории можно говорить о метафоричности сравнений, всякий раз возникающей при «переводе» с языка одного искусства на язык другого. Колорит и краска в музыке, ритм и тональность в живописи, напевность и мелодичность стихотворения, прозаического отрывка, лиризм и поэзия исторических текстов – лишь малая часть словесных метафор, обнаруживающих глубокое переплетение видов искусства.

Но искусство преобразует и обогащает не только друг друга. Многие ученые замечали, что с развитием литературы, исторических текстов обогащается и повседневный язык ребенка, речь становится более осмысленной, более выразительной.

Живопись и музыка влияют на стиль, образ жизни. Любовь к красоте противостоит разрушению. Ребенок, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает без надобности дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Ведь боль любого живого существа нарушит спокойствие собственной жизни ребенка, в которой станет меньше гармонии, меньше красоты, а значит, и радости. А возможна ли полноценная жизнь без радости? Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту – и умело подарить детям радость, праздник души.

Ребенок начинает творить, когда у него есть база знаний, умений и навыков, и умение глубоко и тонко чувствовать, сопереживать, когда идет развитие умственных и чувственных качеств ребенка, т.е. гармоничное и интеллектуальное развитие.